Перейти к содержанию
  Вторник 26 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    19 мая 2023 г.
Искусство Культура

«Талант – это чувствительность»

Семён Спивак на сцене и на экране
19 мая 2023

В петербургском Молодёжном театре на Фонтанке состоялась премьера документального фильма о художественном руководителе театра народном артисте России Семёне Спиваке.

Это первый фильм-портрет, созданный Иланной Некрасовой в рамках авторского цикла «Красота спасёт мир», посвящённого выдающимся представителям разных профессий и призваний, которые живут «по законам красоты».

Семён Спивак из тех редких людей, которые при общении с журналистами предельно откровенны. В каких-то случаях потом он и сам задаётся вопросом:

– Не слишком ли я разоткровенничался?

Фильм «Семён Спивак. Красота спасёт мир» и начинается с монолога-откровения, где Семён Яковлевич подробно рассказывает невероятную историю, случившуюся с ним в далёком 1992 году.

– Я репетировал «Грозу» Островского. Вообще-то я репетирую легко – сосредотачиваюсь на работе до такой степени, что словно слышу подсказки откуда-то сверху... И получается спектакль. «Гроза» у меня не шла. Не шла месяц, не шла другой, не шла третий.

Однажды где-то в ноябре я приехал из театра домой часов в восемь вечера. Жена спрашивает: «Ужинать будешь?» – «Да». И вдруг я смертельно захотел спать. Описать это невозможно… Вырубало! Я подошёл к дивану и, как понимаю, мгновенно уснул. И от окна – «хотите – верьте…», как говорят в сказке, – отделилась фигура. Я сразу понял, кто это. Я подумал, что умираю, и спросил: «Ты за мной?» – «Нет, я только на тебя посмотреть». (Мы общались на каком-то подсознательном уровне.) И всё растворилось. Я спал минут пять, не больше.

И на следующий день, хотите – верьте, хотите – нет, репетиции пошли. Произошёл очень важный момент в жизни… После этого я много прочитал об Островском. Он, оказывается, был очень верующим. А так как я об этом не думал, я не видел свет, который он вставил в своё произведение. Очень много света, света души. А теперь я его увидел. С тех пор я понимаю, что такое свет. Я пытался ставить спектакли без света – они у меня не получаются.

В фильме нет кинематографического пересказа биографии героя – нет даже его «семейного фотоальбома». Есть Мастер (именно так, с большой буквы), довольно-таки скромно одетый (джинсы, клетчатая рубашка) для роскошного дворцового интерьера, где преимущественно проходили съёмки; есть реальные результаты его работы – фрагменты спектаклей, принёсших славу Молодёжному театру. Психологический портрет Мастера и Человека (опять же с большой буквы) складывается из его ответов на вопросы Иланны Некрасовой, рассуждений, умозаключений. Спивак то и дело сам задаётся отнюдь не риторическими вопросами.

– Что такое талант? Талант – это чувствительность. А большой талант – большая чувствительность. Искусство для чего существует? Каждый день в быту, на работе, в магазине, в троллейбусе или в трамвае мы забываем свои цели, задачи, призвание, забываем, что такое любовь. Искусство возвращает человека к себе. Когда получается спектакль, я вижу зрителей, которые молча выходят из зала, молча идут по Измайловскому саду и смотрят не под ноги, а на деревья, на небо. Человек вспоминает, что он не только айтишник, предприниматель, учитель, врач…

Почему Спивак вспомнил книгу итальянского актёра и режиссёра Джорджо Стрелера «Театр для людей», даже не саму книгу, а её название – очень точное? Потому что именно такой руководимый им Молодёжный театр на Фонтанке. Театр для людей – не для критиков и членов жюри различных театральных премий.

Предельно деликатно показано Некрасовой театральное «закулисье», и важный момент – на подходе к кулисам Спивак резко останавливается: «Это выход на сцену – здесь у меня дух захватывает». И это, заметим, на тридцать четвёртом году работы художественным руководителем Молодёжного театра!

Вспомнив одну из визитных карточек Молодёжного – спектакль «Дни Турбиных», Иллана Некрасова призналась, что при недавнем «перепрочтении» «Белой гвардии» почувствовала: героям Михаила Булгакова не хватает человеколюбия. И попросила своего собеседника назвать писателей, драматургов, в произведениях которых человеколюбие есть. Первым Спивак – с ходу – назвал Чехова:

– Я только один раз ставил Чехова и сейчас со студентами репетирую девятнадцать его рассказов, но я понял, что он героев своих любит, очень любит и жалеет. Почему-то в меньшей степени женщин…

Некрасова отметила поэтичность спектаклей Молодёжного театра. Семён Яковлевич подтвердил, что он ставит спектакль так, чтобы из слов создать музыку. Слова должны переходить в мелодию, поэтому репетируется каждое слово.

Показан и репетиционный процесс. Отобран по-настоящему живой фрагмент, где на репетиции Семён Спивак не учит молодого актёра, как играть, а советует:

– Ты себя найди! Ты же чистый человек! Ищи живую интонацию!

И удивляется, обращаясь к остальным, занятым в репетиции:

– Почему вы не пользуетесь своим жизненным багажом?!

Конечно, Иланна Некрасова не могла не задать Спиваку вопрос: «Что такое красота?»

– Я думаю, красота – это соразмерность частей, данная Богом.

– Вы верите, что красота спасёт мир?

– Не верю, но после нашего разговора, возможно, поверю...

И замечательный финал, когда Спивак говорит: «А мы будем продолжать верить в человека и рассказывать о нём…», который, конечно же, следует рассматривать как многоточие.

Удачу фильма определяет и прекрасная работа оператора Марии Бережной.

Киновечер имел продолжение. Иланна Некрасова и Семён Спивак «сошли» с экрана в зрительный зал, присели за столик вместе с ведущей встречи заместителем художественного руководителя Молодёжного театра Натальей Бржозовской. Разговор продолжился – теперь уже с участием зрителей.

– Мы не одно десятилетие знакомы, я очень хорошо знаю Семёна Яковлевича, и тем не менее в фильме открылось что-то новое, неожиданное, – призналась Наталья Георгиевна.

Посыпались вопросы из зала.

Иланне Некрасовой:

– Почему герой вашего первого фильма – Семён Спивак?

– Обдумывая сценарий цикла, я вспомнила спектакль «Дни Турбиных», поставленный Семёном Яковлевичем. Это был один из сильнейших «ожогов», которые я получила в театре.

Семёну Спиваку:

– Будет ли что-то меняться в театре, в жизни?

– Жизнь идёт маятникообразно. Сейчас маятник ушёл в крайнюю степень материализма. Скоро пойдёт в другую сторону. Больше людей будет понимать, что такое свет.

Отвечая на вопросы, Семён Яковлевич всё также был предельно откровенен.

Вспомнили и создателя Молодёжного театра Владимира Малыщицкого, который когда-то принимал выпускницу Академии театрального искусства Иланну Некрасову на работу в театр, созданный им после Молодёжного, – Камерный театр Малыщицкого, где два десятилетия она прослужила верой и правдой.

Картина о Семёне Спиваке – её режиссёрский дебют. К тому же в новом виде искусства. Зрители отмечали: фильм получился добрый, тёплый, светлый.

Владимир Желтов,

Санкт-Петербург

Режиссер Профессия
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Рыцарь

30.08.2023

Всё занято «людьми из обоймы»

28.07.2023

Праздник, который всегда…

25.07.2023

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Он вынул из головы шар

24.04.2023

Живи всегда в своих учениках

32 голосов

Филипп Шветский: «Мне кажется, девушки сильнее мужчин»

27 голосов

Святочные ужастики

25 голосов

Умер Геннадий Чихачев

24 голосов

К вопросу о „вредительстве“

21 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты