Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    21 июня 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Там в вагонах комфорт и уют

Фирменные поезда советской эпохи
Замостьянов Арсений Замостьянов Арсений — 21 июня 2023

Эти составы стали лицом советской железной дороги. Путешествовать или даже работать на них для многих было труднодостижимой мечтой.

В первые годы советской власти мало кто из железнодорожных пассажиров думал о комфорте. Главным было вовремя добраться из пункта А в пункт Б. И желательно так, чтобы в пути не обокрали. Существовавшая система «классности» вагонов после 1917 года на некоторое время исчезла, а вместе с ней – и привилегированный уровень сервиса на железной дороге. К счастью, ситуация быстро менялась. На смену аскетизму пришло желание «жить лучше, жить веселей». Это напрямую касалось и сферы железнодорожных перевозок. 10 июня 1931 года можно считать отправной точкой в славной летописи фирменных составов: тогда Москву и Ленинград сделал ближе друг к другу легендарный ночной поезд «Красная стрела». Долгое время он оставался единственным в своём роде, а прерывал свою работу только в годы блокады Северной столицы. Привычным, почти массовым явлением фирменные поезда стали в 1960-е. Страна, преодолевшая послевоенную разруху, стремилась к путешествиям, к красивой жизни, к разнообразным впечатлениям. Соответственно, и составов, в которых предлагали пассажирам сервис высокого класса, стало больше.

В них действительно можно было расположиться с уютом – как в хорошей гостинице. Нередко в вагонах присутствовал кондиционер. С особым старанием трудились в таких поездах проводники: соблюдали аккуратность, общались с пассажирами доброжелательно, всегда готовы были прийти на помощь. В конце 1980-х частью комфорта стали подвижные видеосалоны, где можно было коротать время за просмотром какого-нибудь весьма популярного кинофильма. Ко всему прочему, фирменные поезда, как правило, комплектовали новыми вагонами весьма молодого (не более десяти лет) возраста. Скорость в таких экспрессах в среднем на 15–20 процентов превышала обычную по скорым поездам. И вообще, пассажир моментально ощущал: в этом поезде умеют держать марку. И по свежести ковровых дорожек, и по запоминающейся символике на занавесках, и по вежливости проводников с первой минуты вашего пребывания в вагоне. Каждый состав обладал индивидуальным стилем, о котором подчас годами ностальгически воспоминали после поездки. И хотя билеты в такие поезда стоили существенно дороже, купить их всё равно было непросто.

Возникла даже любопытная традиция: среди «фирменных» поездных бригад регулярно проводили социалистические соревнования, за результатами которых многие следили с азартом, почти как за спортивным чемпионатом. Но как выяснить, кто лучше работает? Ответ на этот вопрос давали проверяющие комиссии, путешествовавшие инкогнито. Ревизоры садились в поезд под видом обыкновенных пассажиров – так, чтобы никто ни о чём не подозревал. Сотрудники комиссий хорошо знали, как проверить уровень подготовки проводников, машинистов, начальника поезда, – по итогу рейса поездной бригаде выставлялись определённые баллы по самым разным критериям. Кстати, эти конкурсы вызывали интерес не только в Советском Союзе – писала о них и зарубежная пресса.

Долгие годы лучшим среди фирменных составов признавался «Южный Урал», с 1965 года соединявший Москву с Челябинском. Вагоны для этого знаменитого поезда красили в приметный издалека красный цвет со светло-жёлтой полосой над рядом окон, по которой шла надпись крупными буквами: «Южный Урал». За такой дизайн поезд в шутку называли «пожарником». Вагоны его сияли чистотой, а проводники блистали вежливостью и умело справлялись со сложными внештатными ситуациями. В этом поезде впервые в СССР организованно стали продавать газеты, журналы и даже книги. В одном из вагонов действовало передвижное справочное бюро, где можно было побольше узнать не только о пункте назначения, но и обо всех городах и сёлах, расположенных от Москвы до Челябинска. Потом этот сервис взяли на вооружение повсюду.

Несмотря на непростой маршрут, поезд «Южный Урал» практически никогда не опаздывал, по его появлению на той или иной станции можно было сверять часы. Впрочем, почему «можно было»? Этот состав и сегодня в строю. Только стал современнее. А его вагон-ресторан по-прежнему славится домашней кухней.

2022 год. Поезду «Вятка» исполнилось 55 лет

Несколько лет первенство держал фирменный поезд № 31/32 «Вятка», курсировавший между городом Кировом и Москвой. Простыни, наволочки и пододеяльники в его вагонах были исключительно льняные, пассажиру выдавался специальный дорожный комплект, куда входили зубная щётка и паста, иголка с ниткой, щётка для чистки обуви и сапожный крем. И к такому удобству добавлялось уважительное внимание проводников к каждому путешествующему. В бурные 1980-е несколько раз лучшим поездом страны признавалась «Латвия» – экспресс Рига – Москва. Его любили и курортники, и командировочные, и богема, часто путешествовавшая в Прибалтику. Среди новинок, внедрённых латышскими железнодорожниками, – специальные детские купе и подвижные салоны красоты, в которых можно было привести себя в порядок в дороге.

Особый интерес всегда вызывал поезд Москва – Пекин, получивший название «Восток». Два вагона-ресторана с русской и китайской кухней, библиотека – всё было предусмотрено, чтобы долгое железнодорожное странствие оказалось приятным. В 1980‑е, когда СССР и Китай возобновили активное экономическое сотрудничество, этот состав являлся традиционным местом встреч и неофициальных переговоров между крупными управленцами, которые предпочитали железную дорогу авиации как раз за возможность наладить дружеские связи с зарубежными партнёрами.

В 1987 году победителем соревнования стала легендарная «Красная стрела» – проверенная временем классика. Круг замкнулся.

1971 год. Уютное купе «Красной стрелы» / Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

Проекту фирменных поездов уже больше девяноста лет, но он актуален и в наше время. Как и повышенные требования, которые предъявляются к поездным бригадам и вагонам фирменных составов. Ведь что может быть важнее преемственности и добрых традиций?

Путешествие во времени

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Он был могуч и красив!

14.09.2023

Война Нестора

01.09.2023

Неизвестный известный Александр Невский

27.07.2023

Замки Пиотровского и Данини

09.06.2023

Сквозь мёртвые пески

31.05.2023

Нарком Елизаров

0 голосов

Сказку быль опередила

0 голосов

Павелецкие практики Леонида Словина

0 голосов

Родина, встречай героев!

0 голосов

Другой Дельвиг

0 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты