У этого жанра есть своя, и немалая, ниша и аудитория в киноиндустрии. Однако время идёт, и зрителя всё сложнее увлечь лентами, построенными на внезапных появлениях, резких звуках или зловещей тишине. Наш мозг заранее готовится к «сейчас будет страшно». Чем латиноамериканскому кинорежиссёру Густаво Эрнандесу удалось привлечь зрителя и удержать его у экрана?
Сюжет картины заверчен очень лихо: известная режиссёрша Альма (Белен Руэда) готовится к премьере своей новой постановки под названием «Неспящие». Для полного погружения актёров она (новатор!) репетирует в здании старой заброшенной психиатрической больницы. Этого мало. Для того чтобы хорошо работать, актёрам на самом деле потребуется не спать 108 часов. Театральная труппа – молодые актёры будут проживать жизни своих персонажей в психбольнице в условиях полного погружения. Но какая плата ждёт их за такой невероятный подвиг и что случится через 108 часов?
Главная героиня Бьянка (Эва Кватрокки) – начинающая актриса, в семье которой сложилась страшная ситуация: отец сильно не в ладах с собой, видит несуществующее и периодически пытается зарезать свою дочь. Бьянка решает «пойти по стопам отца» и раскрыть свои таланты в сумасшедшем доме, в этом ей помогает её театральная коллега Сесилия (Наталия де Молина) – со своим бешеным взглядом на работу место в клинике она себе заработала давно.
Поначалу кажется, что бедные девушки оказались в заброшенной психбольнице совершенно одни, но они даже не подозревают, насколько захватывающее «погружение» их ожидает. В первый же день им удаётся познакомиться со своими коллегами и главной больной этого заведения, у которой уготован особый знак отличия за старательность и результаты в творческой работе: тапки Доры – пациентки, что умерла в лечебнице, главной героини выпускаемого спектакля… но спектакля ли?
Бьянка оказывается самой здоровой из всех представленных в фильме персонажей, только она начинает подозревать, что спектакль, который репетирует труппа, имеет финал, о котором умалчивает великий новатор Альма... Персонажи пьесы – реальные люди со своими историями, для того чтобы отыграть как нужно, новые «пациенты» должны жить жизнью своих персонажей, проникая в чужой мир и позволяя управлять своим телом и мыслями. На свою беду, Бьянка оказывается самой способной девушкой, и наладить контакт с Дорой ей удается быстрее всех. Бурные овации: «Бьянка, тапки ваши!» – но это только начало разыгрываемой драмы.
Фильм динамичный, неожиданный, здесь успешно решаются часто встречающиеся проблемы этого жанра. Появление всех персонажей в одном месте оправданно, также объяснимо появление призраков – действие происходит в заброшенном здании для душевнобольных. Всё это образует вполне реальную картину, которая даёт пищу для размышлений, что в жанре – большая редкость. Обычно нас стараются запугать штампованными приёмами, здесь же режиссёр даёт возможность подумать... Остается довести всё до отличного финала, но... Густаво Эрнандес решает, что самым логичным завершением фильма будет раскрытие несостоявшегося убийства. Резко меняется жанр, мистические ужасы преобразуются в детектив, этот контраст ломает общую картину. Но стоит отдать должное этой задумке, которая действительно смогла хоть немного отойти от стандартов.
Главное, что картина понравится и жаждущим поиграть со своими нервами, и любителям пошевелить мозгами, плюс сама по себе тема актёрства и театра интересна и непостижима для многих: мы всегда видим результат, но каким путём он достигается? Да и актёрский состав подобран прекрасно, все гармонично слились со своими персонажами, и ощущение того, что это действительно душевнобольные люди, не вызывало сомнений. Жаль только, что в таком глубоком фильме скомкан финал.
Ольга Каратаева,
студентка ИСИ