Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 декабря 2015 г.
Культура

Театр начинается с Петрушки,

или Крымский «Дед Мороз»

24 декабря 2015

В предновогоднюю пору многие кукольные российские и зарубежные театры ставят пьесу-сказку Марии Константиновны Шуриновой «Дед Мороз». Уж очень нравится всем зрителям, независимо от возраста, эта незатейливая пьеса в двух действиях и четырёх картинах. Казалось бы, в ней и сюжет прост, и сама постановка самая что ни на есть обыкновенная, но, оказывается, именно за этой простотой и на первый взгляд обыкновенностью кроется великий секрет профессионального кукольно-драматического мастерства. И такие мастера, способные завораживать и очаровывать, сами достойны того, чтобы о них рассказали какую-нибудь не совсем обыкновенную, а может быть, даже сказочную историю.


18-1-52.jpg
Давным-давно, а именно в 1934 году, в крымском городе Симферополе жила-была простая, скромная учительница начальных классов Мария Константиновна Шуринова. Она, как и все учителя, очень хотела, чтобы её ученики хорошо учились и были прилежными. Но ученики, как и все ученики, больше любили озорничать, а не учиться. И вот тогда Мария Константиновна подумала: как сделать так, чтобы девочки и мальчики учились с удовольствием? Подумала-подумала да взяла кусок материи, раскроила её и сшила куклу Петрушку. Петрушка тотчас включился в школьный процесс, занятия пошли веселее, а школьная успеваемость заметно повысилась. И вот уже трое симферопольских учителей – М.К. Шуринова, М.Ф. Руденко и Т.А. Синани – стали придумывать и показывать школьникам импровизированные любительские спектакли, что приводило в неописуемый восторг и школьников, и даже их серьёзных родителей. И вот тогда у Марии Константиновны родилась настоящая сказочная мечта – создать профессиональный Крымский кукольный театр. Сказано – сделано.

Но «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы создать кукольный театр, мало одного энтузиазма, нужен был опыт, а где его взять? – вспоминает Ирина Юрьевна Симанская, дочь Марии Константиновны Шуриновой. – И вот тогда мама бросает всё – дом, семью – и отправляется в Москву, чтобы выучиться на кукловода. Ей так хотелось создать свой театр!»

В свои «немного за девяносто» Ирина Юрьевна прекрасно выглядит и держится молодцом. Участница Великой Отечественной войны, обладательница медали «За оборону Кавказа», жительница Севастополя, она приезжает в крымскую столицу, чтобы посмотреть и оценить очередной кукольный спектакль и убедиться таким образом, что дело её мамы живёт и процветает. Да и вспомнить годы своей ранней юности всегда приятно, какими бы трудными и голодными они ни были.

«Моей маме повезло, – продолжает Ирина Юрьевна. – Она успела выучиться и реализоваться до войны. С таким характером и целеустремлённостью, как у неё, можно было горы свернуть! И горы книг, перелопаченных ею по кукольной драматургии, я тоже хорошо помню, так что в Москву учиться она ехала с полной уверенностью, что поступит в самое престижное учебное заведение к самому лучшему педагогу. И поступила!»

После учёбы в Москве на курсах кукловодов у знаменитого педагога Н.Я. Симонович-Ефимовой Мария Шуринова возвращается в родной Симферополь и самостоятельно организует передвижной кукольный театр, который пользуется огромной популярностью у зрителей. Общее народное признание не осталось незамеченным. В 1938 году Совет народных комиссаров Крымской АССР издал постановление об организации в городе Симферополе на базе ТЮЗа детского кукольного театра, а Марию Шуринову назначил художественным руководителем этого театра. И много лет, вплоть до самой своей кончины (до 1952 года), Мария Константиновна успешно руководила Симферопольским кукольным театром, была одновременно и бутафором, и кукловодом, и сценографом, но самое главное – придумывала для детей всё новые и новые сказки и с успехом «обкатывала» их в своём родном театре. Её ноу-хау – это спектакль-игра. И в своих научных статьях педагог-новатор М.К. Шуринова обосновала: только используя в спектакле элементы интерактивной игры, ребёнок может воспринять весь спектр нравственных законов, заложенных автором в пьесе.

Идея придумать новогоднюю сказку для детей про Деда Мороза возникла у Марии Константиновны неслучайно. Именно в середине 30-х годов XX столетия в Советском Союзе было законодательно разрешено празднование новогодних ёлок, отменённых после революции.

18-3-52.jpg

Премьера пьесы-сказки «Дед Мороз», к радости симферопольских ребят, состоялась в канун 1940 года.

«Все сказки, конечно, сначала проверялись на мне и на моей сестре, – говорит Ирина Юрьевна Симанская. – Если мы принимали и одобряли, то пьеса шла, как говорится, в массовый прокат. Мне мамина пьеса сразу пришлась по душе, а сама кукла… какой был настоящий Дед Мороз! Такой добродушный, радостный кукольный человек! Я его очень хорошо помню. И помню последнюю довоенную пьесу с его участием тогда, в 40-м».

Ну а потом настали страшные времена – Великая Отечественная война. По приказу Наркомпроса 18 августа 1941 года кукольный театр прекратил работу. Но так случилось, что большая часть труппы осталась в оккупированном Симферополе. Немецкие приказы о возвращении всех на рабочие места следовали один за другим, начались массовые расстрелы и отправка трудоспособного населения в Германию. В декабре 1942-го кукольники были вынуждены явиться в городскую управу и приступить к «работе по обслуживанию детей». В конце марта 1944 года, когда советские войска вплотную подошли к Крыму, из немецкой комендатуры пришёл очередной приказ сыграть спектакль для поддержки немецких солдат. Однако это представление не состоялось – артистам удалось скрыться благодаря двум немецким коллегам-актёрам. К сожалению, их имена так и не удалось разыскать в архивах.

После освобождения Симферополя художественный руководитель кукольного театра и директор театра – Мария Шуринова и Мария Руденко – обратились в Наркомпрос с просьбой о возобновлении работы театра кукол. И уже 16 апреля 1944 года детский театр поступил в ведение Управления по делам искусств и получил статус – Крымский государственный театр кукол. Самым радостным был, конечно, «Дед Мороз» в канун 45-го.

После войны Шуринова продолжала руководить театром и сочинять новые пьесы для детей. Пьеса «Дед Мороз» не сходила с афиш Крымского кукольного до 1960 года.

«А из меня драматург не вышел, – продолжает делиться воспоминаниями дочь Марии Константиновны. – Я всегда прекрасно понимала, что для того чтобы сочинять пьесы для детей, писать рассказы, придумывать сказки, – для этого не хватит одного желания и даже трудолюбия недостаточно, нужно что-то такое, особенное, возможно, детское жизнерадостное ощущение жизни. Это, наверное, самое важное. У мамы это было».

И всё-таки дочь детского драматурга и писателя, а также основателя Крымского кукольного театра лукавит, умаляя свои способности. Она всё-таки стала детским писателем, только после того, как честно отработала экономистом-технологом на океанических судах и ушла на пенсию. Писательская карьера Ирины Юрьевны Симанской началась 20 лет назад. Её первая книга вышла в свет, когда писательнице было уже 67. Но, оказывается, и в таком возрасте можно испытать наслаждение творчеством и сделать что-то такое, что тебе абсолютно не свойственно. И вот интересный факт: на всех её выпущенных в свет детских книгах значатся всегда два автора: М.К. Шуринова, И.Ю. Симанская. «Я хочу, чтобы маму как можно дольше помнили, – говорит Ирина Юрьевна. – Когда я стала сама писать для детей, поняла, как это трудно – не сфальшивить, не уйти во взрослые рассуждения. Поняла, как трудно быть искренней и писать так, чтобы дети к тебе прислушивались».

Сегодня у Крымского республиканского кукольного театра своё просторное здание на улице Горького. И весело наблюдать, как ребятишки бегут на перегонки в свой, ставший уже родным, театр. Репертуар детских спектаклей обновляется, но малыши по-прежнему с нетерпением ждут самого главного новогоднего персонажа, и получается, что без пьесы «Дед Мороз» Новый год – не Новый год.

«Жили-были старик со старухой, и было у них две дочери. У старика, слабовольного и во всём послушного жене, – дочка Даша, трудолюбивая, сердечная, бескорыстная. У злобной деспотичной старухи – дочка Паша, ленивица и жадина…» Ну а дальше... Дальше надо посмотреть афишу, где сегодня ставят «Деда Мороза» М.К. Шуриновой, и пойти с детьми на эту простую сказку со счастливой развязкой, в которой самый главный новогодний персонаж справедливо наказывает зло и поощряет добро, проверяет дружбу на прочность и даёт мудрые советы, угощает самыми настоящими новогодними сладостями и убеждает нас в том, что без Деда Мороза Новый год просто не состоится.

Марина ДМИТРИЕВА

Тэги: Крым
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Америка многим обязана России»

    27.08.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть вторая

    12.07.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно

    26.06.2022
  • Государство будет крепче

    28.03.2022
  • Пора закончить долгий спор с Европой

    17.03.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно

    140 голосов
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть вторая

    114 голосов
  • Писатели против Тотального диктанта

    105 голосов
  • Наталья Поклонская: „Не надо марать святыни!“

    80 голосов
  • Россия отстает от мирового «поезда»

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS