Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 июня 2023 г.
Литература

Театральный роман Сергея Носова

09 июня 2023

Сергей Носов. Фирс Фортинбрас. –СПб.: Лимбус Пресс, 2023. – 256 с.

Когда-то Виктор Леонидович Топоров дал нашей студенческой группе задание: прочитать свежий роман Носова «Грачи улетели» и предложить редакторские правки. А заодно и попробовать угадать, как роман назывался в рукописи. Второе задание, понятно, было шуточное – предполагалось, что угадать это невозможно. Каково же было удивление Виктора Леонидовича, когда ваш покорный слуга попал в яблочко, предположив, что роман назывался «Пых». Ну да, рукопись была озаглавлена именно так, но Топоров в «Лимбус Пресс» настоял на том, чтобы название поменять.

Что ж, будь я редактором нового романа Носова, я бы, возможно, поступил так же, как когда-то Топоров. Ну что такое «Фирс Фортинбрас»? Шляпа, а не название. Кто сможет его выговорить? Кто поймёт, что оно значит? Кто такую книгу вообще купит? Хотя для того, кто роман прочитает, будет очевидно, что это название самое точное. Но это ж ещё прочитать надо.

Там вот в чём дело. Главный герой – неудачливый актёр, доживший до наших дней реликт девяностых. Самая звёздная его роль – роль Фирса в выпускном «Вишнёвом саду». При этом он всю жизнь был одержим ролью Фортинбраса – норвежского принца, который появляется в финале «Гамлета», чтобы приказать унести трупы, принять пустующий трон, а заодно и сорвать аплодисменты после последней реплики.

Речь, таким образом, в обоих случаях идёт о финале. Ведь и у Фирса самый звёздный монолог – финальный. Мало того, единственная роль Кита-Никиты в профессиональном театре – роль Оратора, который появляется в финале «Стульев» Ионеско.

Чехов, Шекспир, Ионеско – Носов, начинавший как драматург, в «Фирсе Фортинбрасе», очевидно, пишет свой «театральный роман». Признание в любви к театру? Заворожённость театром? Да нет, тут дело сложнее.

Кажется, что в новом романе театр для Носова – универсальная метафора устройства реальности. Ну да, весь мир – театр, а люди в нём актёры, но не в том пошлом смысле, что все роли расписаны и каждый должен играть свою, а в том, что мир вообще – штука крайне ненадёжная. Подлинность тех или иных его вещей не просто сомнительна, а сомнительна кумулятивно: то есть каждый раз, когда покров кажимости оказывается сорван, под ним обнаруживается новая кажимость, а под ней – другая. Что же касается людей в этой (таким странным образом устроенной) реальности, то они не столько актёры, сколько – как говорит в истерике главному герою любимая женщина: «Пустота! Одни маски! Маски, маски на пустоте!»

Это очень релятивистская картина мира, но так не зря же Носов – физик по образованию, кому, как не ему, лучше знать, что неопределённость и относительность – фундаментальные свойства не только микро- и макромиров, но и мира человекоразмерного: с чего бы вдруг именно для него было сделано исключение?

Вот писатель Носов. Он надевает на себя маску повествователя, вымышленного актёра, который рассказывает, как в 1996 году его пригласили на съёмки странного сериала, который так никогда и не вышел на экраны. Однако для девяностых годов никакая странность не выглядит чрезмерной – такая была эпоха, когда пространство и время оказались искривлены, будто в системе, разогнавшейся до скорости, близкой к скорости света.

В сериале Кит-Никита играет роль странного персонажа, который ходит по квартирам и предлагает купить колбасу. Кажется, ворованную, но это не точно. Впрочем, и продажа колбасы тут – лишь прикрытие для чего-то ещё, но для чего на самом деле, так до конца и не ясно.

Но ведь и сами съёмки сериала – прикрытие для коммерсанта, «нового русского», который их оплачивает и который на самом деле занимается перепродажей препарата, продлевающего жизнь; по сути – эликсира бессмертия. На важные переговоры коммерсант берёт с собой приглянувшегося ему главного героя – играть роль, которая понятна только ему одному, но не Киту-Никите, и тем более читателю, который о ней может только догадываться.

Читателю, не заставшему девяностые, всё это покажется абсурдом – не зря же к Носову приклеился ярлык абсурдиста, но на самом деле всё это и есть самая достоверная реальность эпохи: абсурд и был её реальностью.

Мало того, сам рассказчик здесь, что называется, ненадёжный. Бесконечно самовлюблённый, глуповатый, с маниакальной одержимостью тем самым Фортинбрасом. Что из того, что он нам рассказывает, правда, а что ложь? О чём он умалчивает, где лукавит? Да и насколько точно он помнит события, происходившие двадцать пять лет назад?

Одним словом, в «Фирсе Фортинбрасе» читатель чувствует себя как в игре в жмурки в Гематийской гавани – не зря же и один из главных фильмов о девяностых назывался «Жмурки», – будто с завязанными глазами он на ощупь ловит хохочущих над ним многочисленных Протеев.

Дело осложняется ещё и наличием целой системы двойников, доппельгангеров, отражений. Киту-Никите соответствует однокурсник Кира-Кирилл, любимой Рине-Марине – сценаристка Марьяна, режиссёру Буткевичу – коммерсант Феликс, и даже самому актёру-рассказчику – редактор рукописи, писатель С.А. Да ведь и сам Фортинбрас – двойник Гамлета… А что С.А. Носов, автор? Разве за его спиной не маячит тень (зачёркнуто: отца) Стоппарда с его «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»? Ведь именно это известие приносит английский посол, появляющийся на подмостках вместе с норвежским принцем.

Одним словом, «Фирс Фортинбрас» представляет собой сложнейшую лабораторию, установку вроде большого адронного коллайдера – он проверяет реальность на прочность, описывает её мельчайшие структуры, регистрирует пронизывающие её насквозь реликтовые излучения тех самых сил, которые когда-то вызвали её к жизни, – вне зависимости от того, креационист вы или нет.

(Да, мы тут не сказали, что имеем дело с лёгким, озорным и увлекательным романом, написанным одним из лучших мастеров современности, но это и так само собой разумеется, когда речь идёт о Носове.)

И всё же, возвращаясь к тому, с чего начали: финал. По какой-то причине автор настойчиво подталкивает наше внимание к финалу, то есть к самому феномену финала. Финальный монолог Фортинбраса, финальное мычание Оратора, финальное бормотание Фирса… В какой-то момент мы начинаем догадываться, что «Фирс Фортинбрас» в действительности исследует феномен финала в самом полном и окончательном смысле – то есть феномен смерти.

Той самой смерти, которой в романе как бы и нет, то есть нет ни одного трупа, причём рассказчик с гордостью подчёркивает это. Той самой смерти, эликсиром от которой торгует коммерсант Феликс (нельзя не заметить: счастливый). И той самой смерти, из-за которой вспыхивает (пых!) кульминационная для романа ссора. «– Там про бессмертие нет ни слова! – Здравствуйте! Он приказывает унести мертвецов. Смерть перечёркнута. Он – воплощение жизни во всей её полноте! Он молод. Пушки – салют! А далее – открытая бесконечность!.. И мы – в ней!.. Вы что же, не чувствуете?.. – Нет никакой бесконечности!.. Нет ни вечности, ни бесконечности!.. Где вы видите бесконечность?.. – Везде! И Фортинбрас в неё смотрит!..»

Ну да, именно в неё и смотрит носовский «Фирс Фортинбрас» и вместе с ним – его читатель. Что он там находит? Ну, роман всё же не утешительная брошюрка вроде тех, которые в девяностые на всех углах раздавали какие-нибудь адвентисты седьмого дня; роман только настраивает оптику читательского сознания неким определённым образом, а уж что дальше с этой оптикой делать, как применить, рассказывать ли кому-нибудь, что удалось разглядеть, – читателю решать самому. Есть о чём подумать.

Например, можно подумать о том, какое другое, более удачное название можно было бы предложить для нового романа Носова. Моё предложение: по аналогии с «Грачи улетели» могло бы быть – «Жизнь Тарелкина». Смайл.

Тэги: Книги Русские новинки с Вадимом Левенталем
Обсудить в группе Telegram

Вадим Левенталь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS