Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 февраля 2023 г.
Литература Библиосфера

Терракотовое войско абсурда

08 февраля 2023

Кирилл Рябов. Лихо. – М.: ИД «Городец», 2023. – 264 с. – (Серия «Во весь голос»).

Арест кота не каждый день случается. Хотя если вспомнить западноевропейское Средневековье, то судебные процессы над животными – обычное дело. В наших же реалиях автоматически от таких новостей погружаешься в кафкианскую стихию или стучишься в палату для душевнобольных.

И вот, казалось бы, абсурд и нормальность – переменные. Восприятие зависит от тех или иных параметров. От принятости, от оптики. Например, если общество сфокусировано на стремлении найти и покарать нечистую силу, которая видится повсеместно, то и нравы святой инквизиции не вызывают никакого удивления. Работают люди, ведь ведьма может быть в каждой. Вообще, психология общества регулярно кружит вокруг безумия.

А есть ещё особая оптика восприятия (я так вижу), которая производит матрицу. И часто колом её не выбьешь, упирается. Попадаешь в неё, будто в сети или гостиничный номер, который приходится обживать. Отсюда и возможная коммуникативная проблема. Иному кажется абсурдным, а ты так видишь или только так. Впрочем, как же иначе, когда твоему коту грозит пожизненное, а ты даже не знаешь его вины?..

Вообще, едва ли есть какие-то общепринятые критерии безумного, границы размыты, их, собственно, и нет и в реальной жизни. Есть только стереотипы, что обереги. Для одного «это безумие», другой отвечает – «ничего безумного тут не вижу».

У Кирилла Рябова герои выхватываются из своих типических будней, из мира, описываемого писателем Романом Сенчиным, и попадают в едва ли весёлую карусель. В стихию лиха, где понятие нормальности стёрто. Попадают в некое переходное состояние, где абсурдное и нормальное создают причудливый компот. Опять же напоминающий мир Кафки. Впрочем, они и без того существуют в двух измерениях: сказанного (то, что озвучил) и подуманного.

«Правда ведь всегда безумна», – говорит у Рябова участковый, пришедший разбираться по поводу происшествия. Его работа такая: отделять мух от котлет, поэтому всё или почти всё знает о переплетениях безумия и правдивости. С другой стороны, капитан полиции по фамилии Пикуль настоятельно рекомендует позвонить по телефону психиатрического диспансера…

Сами слова «правда» и «безумие» кочуют по страницам книги Кирилла Рябова. Да и почему все решили, будто правда синонимична «карте будня»? «Не то, что мните вы, природа». Милые обычные люди дали своему сыну имя Гитлер… оказывается, в честь известного художника.

Причём совершеннейшая иллюзия – штамп, что для того, чтобы попасть в мир безумия и абсурда, надо очень сильно постараться или быть к этому предрасположенным. На самом деле подобное на каждом шагу: «Выдрин и сам не понял, как оказался в провонявшей кислятиной квартире. Андрейка сидел за кухонным столом, уронив голову на грудь, и храпел. Позвякивали пустые бутылки. Они стояли повсюду, напоминая терракотовое войско. Лицо квартирного хозяина было Выдрину знакомо. Несколько дней назад он пытался стрельнуть мелочи на выходе из магазина».

Участковый совершенно прав: безумное предрасположено к тому, чтобы становиться обыденностью. Иногда оно топит её своей критической массой. Тогда и наступает «лихо». А то, что кот – виновник всему, тем более сфинкс, вполне объяснимо. Он проводник в мир подобного потустороннего шоу, изнаночной реальности. Он как раз и необходим, чтобы карусель правды-безумия заработала. Нечто подобное сну. Впрочем, состояние сна не всегда чётко идентифицируется.

Или, например, литература – такой же абсурд. Упал в грязь, земля во рту, череда всплытий и погружений, а после утро с жуткого бодуна – это тоже путь литератора в матрицу ирреального, в вымышленное пространство текста. Движение из мира, в котором ты и так за бортом жизни, лузер и аутсайдер – футболист-неудачник, вратарь, чаще пропускающий мяч, а высший взлёт карьеры – травма, от которой чуть не погиб. Чем не врата в мир… литературы, куда ведут то ли разбойники, то ли бременские музыканты?..

Даже если не хочешь туда, сопротивляешься, то сама жизнь толкает, прибегая даже и к насилию, чтобы ты сложил алфавит от «я» до «а», растянутый в крик от боли. Иначе – смерть. Литература ведь и должна писаться кровью. По крайней мере, так утверждают. Так считается. Таковы стереотипы.

Рябов – кудесник. Он будто скидывает покрывало нашего стереотипного видения и в самом простом, типическом вычленяет многие возможности развития сюжета. Показывает огромный потенциал абсурдного и безумного, который мы как раз и запечатываем штампами нашего восприятия, чтобы не видеть бурление хаоса.

Писатель же приоткрывает, нет, не ящик Пандоры, а отвечает на звонок лиха. Запускает ту самую карусель, в которой и твой кот может получить пожизненное, а директора школы съедает белый медведь, где родители могут дать своему ребёнку имя Гитлер, а критик и член литературных жюри в масках пса и осла жёстко прессуют и заставляют взяться за писательское ремесло.

«Белая стрекоза любви,/Стрекоза в пути…» Безумное везде, из каждого динамика, оно терракотовым войском идёт по пятам, становясь типическим.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Андрей Рудалёв

Андрей Геннадьевич Рудалёв родился в Северодвин... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS