Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июля 2023 г.
Литература Рецензия

Территория Рубановой

04 июля 2023

Русский диссонанс. От Топорова и Уэльбека до Робины Куртин: беседы и прочтения, эссе, статьи, рецензии, интервью-рокировки, фишки. – Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2023. – 518 с.

«Русский диссонанс» – звучит логично, учитывая все изломы, перебивы и перегибы русского бытия. Эта книга Натальи Рубановой хорошо представляет русский космос: культурологический космос, входящий в нас и бушующий над нами, во многом – пусть подспудно – определяющий жизнь. Книга многочастная: композиция её звучит крещендо, усиливая смысловые обороты, но и таким же образом звучат произведения, включённые в сборник: каждое – со своей кульминаций, иногда их несколько.

Первая часть составлена из бесед, проведённых Рубановой с различными персонами: обычно – высокой степени яркости, и из размышлений над текстами, в частности – Мишеля Уэльбека, не настолько мрачного, как можно судить по его романам и публицистике, скорее – метафизического оптимиста, чей градус литературного изображения коррелирует с конкретикой современного социума.

Замечательная – трагического излома судьбы – Ирина Печерникова рассказывает Рубановой о положениях опыта, которые ей удалось когда-то наработать и наиграть, щедро делясь многим пережитым и перечувствованным.

Вспыхнут и шары неистовости Виктора Топорова, известного мастера интриги, когда не скандала: но – большего мастера литературного поэтического перевода, равно – литературоведческого исследования, чьи лабиринты всегда вовлекали в себя читательское внимание.

Всё новые и новые персонажи выходят на интеллектуальную сцену: фоном беседы с Вероникой Долиной звучат аккорды её гитары, расцветают великолепные розы созвучий, ну а беседа строится спокойно, давая своеобразный образ счастливого человека. Остров счастья – наиглавнейший для человека.

Строго-мужественная Елена Камбурова раскроется с новой стороны, а жизнеобильный Иосиф Райхельгауз даст своеобычный, сжатый комментарий к собственным постановкам, к образу созданного им московского театра.

О, каждый персонаж, избранный в собеседники Рубановой, интересен, и яркость каждого словно бы – пардон за такое сравнение – бьёт в бубен читательского сознания: мыслью, трагедией, счастьем, тугою связкой многого – из жизненного арсенала… Развернётся панорама второй части книги «Русский диссонанс», представляющая собой эссе, статьи и рецензии писателя: о! здесь дозировано смешана жизнь, какая сама, в сущности, есть и мешанина, и чересполосица, и мысль неуспокоенная, заставлявшая вновь и вновь искать наилучшие формы выразительности. А мысль Рубановой неустанна: она пульсирует и вибрирует, играет и творит реальность в шутку и всерьёз…

Образ Петербурга проступает из туманных пластов разнообразной истории в рубановском эссе «К будто б недавнему 315-летию Санкт-Петербурга»: язык автора поэтичен, внимателен к миру деталей и по-настоящему красив: «Это лечится: и читающий мысли голубь у Казанского, и инопланетное авто на Гороховой, и юркие персонажи на Фонтанке, и мини-отель, где можно скрыться, наконец, от ливневого снега, и наслоения, и наложения, и «об этом своему психиатру» – «хорошо-то как, *****ка!» – три раза в день по две капли, а антибиотик – за нижнее веко, «и это пройдёт».

Фразы элегантны, как поэтические строки, их своеобразная закрученность придаёт дополнительное обаяние облачным областям текстов… Впрочем, если надо, язык становится чеканным: словно старая печатная машинка звучит – язык таков, какого требует мысль, определяющая сущность текста: «Дважды два: требовалось выгулять почти живого (уже) персонажа. С русского на русский: добить текст, дабы он «с лёгкостию необычайной» не добил бесстыдного сочинителя…» Это – из эссе «Индия с доппельгангером», где чудесно сплетутся орнаменты изображения и мистических мерцаний, завораживающих, как и всё, что касается древней страны…

Распустится, только по-московски, даже сам Сальвадор Дали: автор книги живописно передаёт суммы собственных ощущений, позволяющих почувствовать мир художника по-особому, сопоставляя личный опыт с иным.

Шахматная игра даёт множество вариантов для литературных сравнений: и третья часть книги с подзаголовком «Интервью как рокировка» свидетельствует об этом. Здесь Наталья Рубанова делится своей историей, точечно открывает входы в собственные сады и панорамы, и, собеседуя с различными интервьюерами (с Романом Сенчиным, например, или с Алиной Витухновской или Игорем Михайловым), доказывает, сколь уплотнённо-насыщен может быть внутренний мир: в сущности, более важный, нежели привычный, распростёртый вокруг, хотя иногда приходится черпать и из последнего.

«Фишки», наконец, разлетятся на столе реальности (он же – сцена оной), легко позвякивая как идеями и судьбами, так и судьбами идей… «Фишки» – четвёртая часть книги: весёлая и грустная, наполненная реалиями литературной жизни, и фрагментами бытования на грешной земле, в недрах вечного вращения юлы юдоли. И часть эта чрезвычайно оригинальна, представляя собой смесь пьесы и эссе. Плотно идёт текст, вспыхивая искрами иронии, прослаиваясь метафизическими волокнами.

Калейдоскопы Феллини вспоминаются – всё мелькает и летит пёстрыми суммами, всё срывается с петель обыденности, чтобы пуститься в необыкновенный, гротескный пляс; и некий Молодой Писатель будет оттенён некими Великими Тенями, впрочем, поданными без излишнего величия, да ещё и поспорившими меж собой; и Таблица Умножения укорит Набокова, ну а Бананы будут возмущены нерадивым использованием их образов…

Выплёскивается море фантазии: в читательские души, готовые воспринять бурлеск и плотность текста, забавные монологи и грустную подоплёку. «Русский диссонанс» Натальи Рубановой производит целостное впечатление, да только пластов в необычной книге очень много, за новым разворачивается другой, и ещё, и ещё, и ещё… вершится на глазах интеллектуальный палимпсест – и творится, творится бесконечное действо яркого, очень индивидуального творчества.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Сибирский герой нашего времени

    28.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS