После шестичасового допроса литовские власти депортировали журналиста Марата Касема. С протестами выступил МИД РФ. По словам главного редактора МИА «Россия сегодня» Маргариты Симоньян, «в странах Балтии стали обычной практикой методы пропаганды времён холодной войны». О подробностях скандальной истории рассказывает Марат Касем.
– Это ведь не первый ваш визит в Литву?
– Бывал не раз, и до сих пор проблем не возникало, ведь у меня «евросоюзовский» паспорт гражданина Латвии. А тут прямо в аэропорту подошли два пограничника, попросили пройти с ними «для выяснения обстоятельств». Провели тщательный обыск, перетрясли весь багаж, заставили снять верхнюю одежду, вывернули кошелёк, отобрали телефон. Когда я получил его назад через шесть часов, то увидел, что открыты все документы Word, галерея с личными фотографиями, другие «окна».
Дошло до курьёзов. Среди вещей был сборник Олеся Бузины «Слово как оружие». Книга новая, запечатанная в пластик. Мне сказали, чтобы я её открыл, Говорю, дайте что-нибудь острое разрезать плотный пластик. Отвечают, не положено. Ну, открыл кое-как, пришла дама в резиновых перчатках, – может, боялись, что в книге спрятан «новичок», – и стала листать, вслух называя номер каждой страницы. Наверное, искала шифровку или инструкции литовским агентам Кремля…
– После обыска был допрос?
– Около трёх часов беседовал, как я подозреваю, сотрудник литовского Департамента госбезопасности. Допытывался о наличии российского гражданства, хотя прекрасно знал, что в России у меня рабочая виза. Пытался выяснить, планируем ли мы открывать в Литве представительство, кто из литовцев работает на Sputnik, хорошо ли им платят. Я объяснил, что контракт не позволяет раскрывать такие данные.
В Литве мы видим настоящий информационно-идеологический террор, и тут мне страшно не за себя, а за литовцев. Чем угрожал безопасности Литвы главный редактор «Свободной газеты» Ауримас Дрижюс? Чем навредил своей стране интеллигентнейший Альгирдас Палецкис, которого с октября прошлого года держат под замком и пытаются изобразить «шпионом»? Почему называют «преступницей» Руту Ванагайте, написавшую книгу «Наши» об участии литовцев в холокосте в годы войны? Вина этих людей в том, что они отклонились от «генеральной линии» и «единственно правильной» точки зрения? Это же настоящая борьба с инакомыслием, идеологическая инквизиция!
– Вам угрожали?
– Прямых угроз не было. Намекнули: если уволюсь с работы, они пересмотрят запрет на посещение Литвы. Я ответил, что на такое не пойду, что не совершал преступлений. Мне сказали: «Нужно понимать правила игры… Sputnik’а в Литве не будет».
– Вам назвали причину депортации?
– В документе от Службы охраны государственной границы говорится, что моё пребывание «вызывает реальную, настоящую и достаточно серьёзную угрозу общественному порядку Литовской Республики, национальной безопасности, внутренней безопасности стран-членов или международным отношениям, или опасность общественному здоровью…»
– А что за история с «Миротворцем»?
– Оказалось, что я попал в список «Миротворца» за пару часов до того, как о моём задержании сообщили информационные агентства. Этот сайт курирует СБУ, и могу предположить, что информацию обо мне «слили» украинские спецслужбы, тесно контактирующие с литовскими коллегами. С огромным сочувствием отношусь к страдающим от войны жителям Донбасса. Возможно, по этой причине меня и включили в «Миротворец»…
– Обиды на Литву нет?
– Никогда не испытывал неприязни ни к Литве, ни к её народу. Никогда не переносил деяния власти на людей… В аэропорту Вильнюса меня «оформляла» пограничница лет сорока. Я спросил, нельзя ли покурить. Она молча повела меня какими-то закоулками к «курилке», после спросила: «Вы голодный? Купите круасан, только съешьте его за четыре минуты, пока мы будем возвращаться, а то меня отругают». А у меня с утра маковой росинки во рту не было. Я очень благодарен этой женщине, и дай бог, чтобы у неё не было никаких проблем.
Дамам, которые готовили документы на депортацию, сказал, что теперь как минимум сутки буду самым известным в медиапространстве человеком. Они спрашивают: «И в России?». Конечно, отвечаю, и в Литве, и в России. «Ну, – смеются, – впору у вас автограф брать!..»
К самолёту меня вёл молоденький пограничник. Наверно, ему сказали, что я – угроза безопасности Литвы, и он всё время держался за кобуру. Ну, думаю, ещё шмальнёт на нервной почве! Решил успокоить: мол, ничего плохого не сделал. Он вздрогнул, спрашивает:
– А что вы натворили?
– Хотел приехать в Литву. Я – журналист.
Смотрю, успокоился. Посадил меня в самолёт, пожелал всего доброго. Уверен, хороших людей всё-таки больше, да и с литовцами мы легко понимаем друг друга – общаемся по-русски.
Беседу вёл
Григорий Саркисов
«ЛГ»-досье
Марат Касем, 29 лет, родился в Латвии. Окончил РУДН. Работал ведущим на радио Sputnik FM, с сентября 2017 года – шеф-редактор агентства Sputnik-Литва.
Готовит кандидатскую диссертацию «Прибалтийский регион как геополитический фактор противостояния США и России».