На недавней Международной книжной ярмарке интеллектуальной литературы «Non/fiction21» в Москве представили книгу «Борис Олейник. Когда вернусь...» Официальная Украина в ряду литературных талантов ставит этого выдающегося поэта где-то сразу перед «и др.» или даже после (то есть игнорирует).
Почему? Всё просто: после смерти Олейника в 2017-м его коллега по цеху, поэт Михаил Маслий, написал, что Борис Ильич сформулировал жизненное и творческое кредо: «Писать, как живёшь, а жить, как пишешь». И доказал своей гражданской позицией: поэт отвечает за всё, что было до него, происходит при нём и будет после. Высокопарно, скажете? Но Борис жил именно так, говорил, будто вполголоса, а звучал громко: «Я тем уже горжусь, что украинец сроду...»
В этом суть его личности, которая не укладывается в матрицу современной Украины, одурманенной агрессивным национализмом. Олейнику подобное было чуждо, он был отрытым и искренним человеком. И показывал, что можно быть украинцем, но не националистом. В 2005-м, после «оранжевой революции», в премьеры рвалась Юлия Тимошенко, крушила всё на своём пути. Говорила, что на Майдане-2004 была готова стирать портки тогдашнего «мессии» Ющенко, лишь бы тот не предал «оранжевые идеалы». Когда Тимошенко утверждали в Раде на высокую должность, Олейник (тогда народный депутат) неожиданно проголосовал за. Чем объяснялось решение? Поэт ответил самой Тимошенко, которая спросила Бориса Ильича о мотивах: «Я надеюсь, что теперь в правительстве будет хоть один украинец». Подтекст в том, что Тимошенко не отнесёшь к этническим украинцам. Олейник давал понять, что хочет видеть у руля преданного Украине бескорыстного человека. Конечно, применительно к Тимошенко такая позиция выглядит наивно. Но он ведь и был в каком-то смысле наивным поэтом с мятущейся душой.
Гуманистические взгляды Олейника, да и тех на Украине, кто эти взгляды разделяет, для нынешней украинской власти – нечто неприемлемое. Разве можно быть украинцем, стремиться к верховенству закона, к свободе, но не являться последователем Бандеры? Любить Украину, но никого другого не ненавидеть? Признавать и развивать своё, но огульно не охаивать русское?
Гул возможной гражданской войны и тяжких испытаний Борис Олейник слышал давно. Сталкиваясь близко с руководителями СССР, в том числе с президентом Горбачёвым, поэт в 1992-м написал книгу «Два года в Кремле» («Князь тьмы»). А чуть раньше в газете «Правда» – статью «Коммутанты». О двурушниках и предателях, которые красивыми словами о добре, народном счастье, прогрессе прикрывали обман, корыстолюбие, разваливая СССР в интересах Запада. Сейчас похожая публика, под тем же соусом, курочит, разваливает Украину. Полным ходом идёт распродажа страны. Когда речь заходит о своём кошельке и благополучии, в ходу у этих персон жадность, лицемерие и предательство, что однажды увенчалось рекламой Горбачёвым «Пиццы Хат», а на Украине уже на кону – и не следует стесняться пафоса – родник украинской души, её земля. Готовится «сделка века», а тех, кому земля принадлежала в нескольких поколениях, кто на ней работал, просто оставляют на обочине жизни.
Именно сегодня, когда на Украину навалились, кажется, все возможные и невозможные беды, с особой остротой ощущаешь, как же всем нам не хватает Бориса Олейника, его тихого, мудрого голоса.