Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2019 г.
  4. № 51 (6718) (18.12.2019)
Литература Общество Колумнисты Мнение

Тихий голос Олейника

Поэт и «князья тьмы»

18 декабря 2019

На недавней Международной книжной ярмар­ке интеллектуальной литературы «Non/fiction21» в Москве представили книгу «Борис Олейник. Когда вернусь...» Официальная Украина в ряду литератур­ных талантов ставит этого выдающегося поэта где-то сразу перед «и др.» или даже после (то есть игнори­рует).

Почему? Всё просто: после смерти Олейника в 2017-м его коллега по цеху, поэт Михаил Маслий, написал, что Борис Ильич сформулировал жиз­ненное и творческое кредо: «Писать, как живёшь, а жить, как пишешь». И доказал своей гражданской позицией: поэт отвечает за всё, что было до него, происходит при нём и будет после. Высокопарно, скажете? Но Борис жил именно так, говорил, будто вполголоса, а звучал громко: «Я тем уже горжусь, что украинец сроду...»

В этом суть его личности, которая не укладывает­ся в матрицу современной Украины, одурманенной агрессивным национализмом. Олейнику подобное было чуждо, он был отрытым и искренним чело­веком. И показывал, что можно быть украинцем, но не националистом. В 2005-м, после «оранжевой революции», в премьеры рвалась Юлия Тимошенко, крушила всё на своём пути. Говорила, что на Май­дане-2004 была готова стирать портки тогдашнего «мессии» Ющенко, лишь бы тот не предал «оранже­вые идеалы». Когда Тимошенко утверждали в Раде на высокую должность, Олейник (тогда народный депутат) неожиданно проголосовал за. Чем объ­яснялось решение? Поэт ответил самой Тимошен­ко, которая спросила Бориса Ильича о мотивах: «Я надеюсь, что теперь в правительстве будет хоть один украинец». Подтекст в том, что Тимошенко не отнесёшь к этническим украинцам. Олейник давал понять, что хочет видеть у руля преданного Украи­не бескорыстного человека. Конечно, применитель­но к Тимошенко такая позиция выглядит наивно. Но он ведь и был в каком-то смысле наивным поэтом с мятущейся душой.

Гуманистические взгляды Олейника, да и тех на Украине, кто эти взгляды разделяет, для нынешней украинской власти – нечто неприемлемое. Разве можно быть украинцем, стремиться к верховенству закона, к свободе, но не являться последователем Бандеры? Любить Украину, но никого другого не ненавидеть? Признавать и развивать своё, но огуль­но не охаивать русское?

Гул возможной гражданской войны и тяжких испытаний Борис Олейник слышал давно. Сталки­ваясь близко с руководителями СССР, в том числе с президентом Горбачёвым, поэт в 1992-м написал книгу «Два года в Кремле» («Князь тьмы»). А чуть раньше в газете «Правда» – статью «Коммутанты». О двурушниках и предателях, которые красивыми словами о добре, народном счастье, прогрессе при­крывали обман, корыстолюбие, разваливая СССР в интересах Запада. Сейчас похожая публика, под тем же соусом, курочит, разваливает Украину. Пол­ным ходом идёт распродажа страны. Когда речь захо­дит о своём кошельке и благополучии, в ходу у этих персон жадность, лицемерие и предательство, что однажды увенчалось рекламой Горбачёвым «Пиццы Хат», а на Украине уже на кону – и не следует стес­няться пафоса – родник украинской души, её земля. Готовится «сделка века», а тех, кому земля принадле­жала в нескольких поколениях, кто на ней работал, просто оставляют на обочине жизни.

Именно сегодня, когда на Украину навалились, кажется, все возможные и невозможные беды, с осо­бой остротой ощущаешь, как же всем нам не хватает Бориса Олейника, его тихого, мудрого голоса.

Тэги: Очевидец
Обсудить в группе Telegram

Владимир Скачко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Безумие?

    09.04.2025
  • Тоска по замедлению

    12.02.2025
  • Голоса со стороны

    06.11.2024
  • Коротка память

    23.10.2024
  • Чего хочет народ

    115 голосов
  • На вид всё красиво

    101 голосов
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Зачем нам туда?

    92 голосов
  • Пора заставлять?

    78 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS