А что мы, собственно, должны из себя выдавливать? Или – вариант Дмитрия Орешкина («Тина рабства. Интеллектуального». «ЛГ», № 10) – не выдавливая, уничтожать непосредственно внутри организма? Раба или лакея? Между рабом (холопом) и лакеем (холуем) дистанция огромная! Холоп – статус, вынуждающий просить барина судить его не по закону, а по совести, потому что и так, и этак выпорют, но во втором варианте, может, достанется поменьше. Холуй – фактически профессия, «чего изволите?» в надежде на щедрые чаевые и на то, что настанет час, когда он сам всякому прочему быдлу станет за те же чаевые в харю плевать.
Подозревать, что то и другое накрепко засело в «национальном менталитете» (это термин В. Ермакова), даже как-то некрасиво. Неужто вечно будем стенать: мы, мол, такие, потому что за нашими спинами сталинские репрессии, крепостное право и татаро-монгольское иго? Что вообще такое «национальный менталитет»? Национальные традиции, одежду, кухню, песни и пляски и даже генералитет – это я понимаю, а менталитет – нет. Может, это нечто вроде безусловного рефлекса у зверюшек, которые, выбираясь из норы, сразу знают, от кого нужно прятаться, а кого можно и скушать? Вряд ли, потому что не по-научному. У зверюшек подобные рефлексы вырабатывались миллионами лет, а не за какие-то жалкие несколько веков.
Да и где он? В чём выражается, на что влияет? Несмотря на тяжкое рабское прошлое, как только стало не обязательно соблюдать законы, народ наш в массовом порядке без страха и сомнений пошёл в бандиты, путаны да в олигархи. И никакие «ментальные корни» (кстати, это ещё что такое?) ему ничуть не помешали. А когда стали закручивать гайки – все маленько приутихли, сменили тактику. Кстати, сегодня в стране выросло поколение, которое не то что крепостного права со Сталиным – Брежнева уже не знает в лицо.
И утверждение, что к демократии мы не приучены только потому, что тысячу лет живём во враждебном окружении, несколько странное. Выходит, 70 лет подряд единодушно и радостно голосовали за кандидатов КПСС главным образом от страха перед внешней угрозой? И сейчас по той же причине: слева враждебная Украина, снизу – Грузия?
Но, в общем-то, к демократии мы и в самом деле не приучены. Ведь человек живёт так, как ему дозволяет это делать окружающая среда, в которую кроме погоды следует включать и государство со всеми его институтами. Жители бывших наших среднеазиатских республик жили в условиях куда более суровых. Этих земель капитализм даже крылом не коснулся – из родоплеменного строя и феодализма в то, что у них было социализмом, потом обратно. Они что, ещё хуже русских? Что-то сильно сомневаюсь. Хотя раболепствовали они перед своими ханами и баями не в пример нашему – и в царские, и в советские времена, и после. Но это со стороны так кажется, что раболепствовали, а на самом деле – просто жили, выбирая оптимальный способ существования, в условиях действующего (то есть недействующего) законодательства и негласных, но незыблемых правил, определяемых теми, кто сидел на самом верху.
Но ни им, ни нам привычка повиноваться, страх перед врагами в гены не въелись.
Так быстро и окончательно в гены вообще ничего не въедается. Мы не трусливы, нет, мы очень осторожны, потому что беспомощны. Такие нынче условия игры.
Когда миновала эйфория первых перестроечных годов, стало ясно, что механизм отбора людей во власть остался полностью сохранённым в прежнем виде. Удобных предпочитают компетентным, согласных – имеющим собственное мнение. По-иному сегодня власть пока жить не умеет. И, похоже, не желает. «Король лакея своего назначит генералом, но он не сможет никого назначить честным малым». Да и не захочет, пожалуй.
Результатом имеем, на мой взгляд, полный провал всех громко провозглашённых кампаний по улучшению ситуации в любой сфере жизни – от борьбы с беспризорностью, реформ пенсионной, ЖКХ, земельной, административной, реформирования медицины и армии до робких попыток слегка ограничить коррупцию в правоохранительной и судебной системах. Ах да, был один успех: удалось резко повысить мировые цены на углеводороды!..
Но не надо колотить себя в грудь и рвать на себе майки китайского производства: мы, русские, вовсе не ущербные, просто от нас опять ничего не зависит. Мы можем упорно ходить на выборы или игнорировать их, но выбран будет всё равно тот, кого назначат. Он и станет придумывать законы и следить за их исполнением. И законы по-прежнему будут ущербны и пригодны к исполнению лишь в отдельных случаях отдельными персонажами.
Мы прозевали возможность устроить всё по-иному в тот короткий период, когда это от нас зависело. Потому что не были научены демократии, не умели отличить истинного от ложного, оригинала от подделки…
Теперь уже поздно. И потому выбор у каждого россиянина вновь небольшой: гордо устраниться, запершись с друзьями-единомышленниками на кухне, или прикинуться своим, «чего изволите?», в надежде пробраться повыше и там чего-нибудь исправить. Так ведь то же самое и было двадцать лет назад: пойти в истопники-сторожа или проникнуть в КПСС. Каждый вправе выбирать то, что подходит больше.
Хотя сегодня есть и третий путь: открыть свой бизнес. Только всё равно начинать придётся с «чего изволите?» и повторять эту формулу очень и очень долго.
Как же в таком случае быть?
Да никак. На сегодня никаких рецептов к изменению положения не существует. Остаётся жить, по возможности не унижаясь. Не холуйствовать, когда нет к тому острой необходимости. Я к тому, что необходимость такая в наше время вполне может возникнуть у каждого, чтобы просто выжить. Жить, стараясь сохранить себя и сосредоточившись на воспитании своих детей. А там обязательно сработает многократно проверенная марксистская формула, когда «низы не хотят, а верхи не могут». Жаль, конечно, что к тому времени, когда это произойдёт, жить станет очень непросто. Прогрессирующее сокращение количества порядочных людей на всех ступенях управления отзовётся немалыми бедами – однако это главное условие для того, чтобы формула сработала.
Ну, ещё остаётся надежда, что гораздо раньше придёт благородный, умный и честный, с огромной душой, болеющий за каждого из нас, сирых и малых. Доберётся до самого верха и ка-ак скажет!.. Это вовсе не «генетически заложенное в русских стремление к монархии». Это просто фантазия, мечта. Мечтаем же мы о полётах к звёздам или контактах с иными цивилизациями, хотя ни того, ни другого, скорее всего, никогда не произойдёт.