Писатель Людмила Лазебная отмечает: в последнее время интерес молодой аудитории к истории своей семьи и своей страны стремительно растёт. О том, как стимулировать этот интерес, она размышляет в беседе с корреспондентом «ЛГ».
– Людмила, вы пишете в сложном жанре исторического романа. С какими трудностями при написании книги вы сталкиваетесь и как преодолеваете их?
– Мы не ищем лёгких путей. На мой взгляд, это один из самых важных жанров литературы, способный в художественной форме обогатить исторические знания читателя и сформировать точку зрения на эпохальные события в прошлом и настоящем, поскольку за основу произведения всегда берутся реальные исторические события. А представляют их уже вымышленные герои либо реальные исторические персонажи.
Трудности бывают, конечно. Порой сложно найти нужное документальное описание оборудования, оружия, оснащения, предметов быта того времени и т.д. На поиск нужной информации в архивах уходит немало времени и сил. Помогают смекалка, дотошность и отзывчивые сотрудники архивов.
– Как вы считаете, в настоящее время интерес к историческим событиям нашей страны вырос? Можете ли вы как писатель сказать о повышении спроса на историческую прозу?
– Сложно сказать за всю нашу страну, мне представляется, что старшее поколение всегда с уважением относилось к истории и к историческим произведениям. Среди молодёжи в последнее время действительно появилось много заинтересованных историей своих семей и родной страны людей. Это радует! Человеку разумному важно знать, кто он, на какой он «закваске замешен». События последнего времени подтверждают мои слова. Настоящий подъём патриотического духа наблюдаем мы не только во время марша «Бессмертный полк», но и на полях СВО. Так что, когда мы едины – мы непобедимы! А объединяет нас как раз историческая память о наших доблестных предках. Кстати, если литературное произведение написано талантливо и честно, то оно интересно и молодым, и пожилым.
– Какая доля вымысла допустима для ваших произведений? Возможно ли вообще чёткое сохранение исторических фактов, ведь при передаче какой бы то ни было информации мы всегда имеем дело и с её интерпретациями?
– В моих произведениях есть как безусловно достоверное, то есть само историческое событие, так и условно достоверное – жизнь и судьба вымышленных персонажей, но таких, чьё присутствие в эпохе сомнению не подвергается.
Чёткие факты исторического события можно взять только в государственных архивах. Выписки такого рода заверяют подписями, печатями. Часто на такие документы определённое время распространялся гриф «Для служебного пользования», «Секретно» и т.д. Время идёт, всё меняется, и грифы снимаются. Потому эти документы особенно ценны для создания исторического произведения.
Такие материалы я использую в произведениях аккуратно, без изменения. А вот отношение выдуманных мною героев к этим документам уже зависит от моей фантазии и образа этого персонажа.
Можно ещё сказать про «белые пятна». Это не только документы под названными мною грифами. Это чёткое осознание, что когда-то… К примеру, два века назад были «летописцы» – называю их условно и беру в кавычки, – которые сознательно, по чьему-то спецзаказу ПЕРЕПИСЫВАЛИ и намеренно искажали важнейшие исторические факты. И, несмотря на это, правда, как тонкий цветок, способный пробить грязь и толщу асфальта, всё равно благодаря семейным хроникам и устным историям выходит на свет.
– Можете дать практические рекомендации тем, кто стремится сохранить наше культурно-историческое наследие и передать его юному поколению: какую нужно проводить работу для осознания важности изучения нашей культуры и истории?
– Самое главное – быть искренним и своим примером увлекать молодёжь. Не только словом, а именно делом! Полезно общение «глаза в глаза». Встречи с молодёжью – это всегда непросто! Поскольку это уже не дети, готовые слушать сказки и рассказы о «зайках и лисичках». Молодые люди с первой минуты понимают, кто перед ними: трусливый заяц или хитрый лис. У них уже сформировано недоверие, поскольку за свои юношеские годы они встретили достаточно равнодушия и чванства со стороны взрослых. Их можно заинтересовать только откровенной правдой и своим истинным отношением к ней. Без тени менторства и превосходства. Только в этом случае состоится контакт, иначе – равнодушие, молчание и отторжение. С молодёжью необходимо общаться с уважением, молодёжь у нас достойная!
Как ни странно, у нынешнего поколения появилась настойчивая потребность докопаться до истины. Отсюда интерес к истории у молодых людей. У каждого поколения своя миссия. Чтобы уверенно смотреть в будущее и созидать настоящее, надо как можно лучше знать прошлое.
Беседу вела, Алексия Сандрин
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Людмила Семёновна Лазебная – поэт, прозаик, кандидат филологических наук, почётный работник образования РФ. Член Союза писателей России, Международной гильдии писателей. Родилась в 1966 г. в с. Семивражки Пензенской области. Окончила факультет иностранных языков Пензенского государственного педагогического института имени В.Г. Белинского. Лауреат Московской литературной премии-биеннале, премии имени П.П. Бажова и других. Произведения опубликованы в российских и международных журналах: «Край городов», «Сура», «Новый Ренессанс» (Германия), «Российский колокол», «Город истин», «Невский альманах», «Плеяда» (Союз писателей России) и др.