«Безмолвное братство» (2024) – это венецианский релиз австралийца Джастина Курзеля, в прошлом отметившегося экранизацией «Макбета» и лентой «Подлинная история банды Келли».
Стоит заметить, что Курзель в фестивальном мире далеко не последний человек. В копилке кинодела не одна номинация и награда главных европейских фестивалей. Однако, занимаясь любимым ремеслом аж с начала века, он так и не достиг ни широкого признания публики, ни одобрения критиков, оставшись на уровне нишевого авторства. «Безмолвное братство» также не оказалось для Курзеля большим прорывом, но давайте всё же разберёмся, стоит ли фильм просмотра и раскрывает ли он австралийского творца с неожиданной стороны.
Новая работа режиссёра, основанная на реальных событиях, повествует о расследовании ФБР в отношении деятельности неонацистской группировки, ратующей за превосходство белой расы.
Ежели верить заморскому оригиналу, The Order, особенно в первом акте, страдает от пренебрежения собственным жанровым преимуществом в виде эксплуатации лекал крепкого маскулинного триллера. Картина старается уйти в бесцельную авторскую размеренность, подбитую типизированным зловещим нутром и удушливыми планами природных красот Айдахо. Однако указанные устремления кажутся напрасными, так как свой удручающий итог они находят в тусклой и неубедительной медлительности, которой сопутствует в равной степени неубедительный диалоговый аспект.
Вряд ли в данном случае применима хорошо знакомая пословица о долгой запряжке – тем не менее, отдалившись от постной экспозиции, фильм и вправду делает крутой поворот, наконец раскрывая долго томлённые достоинства. В первую очередь речь, конечно же, о фактурных экшен-сценах, которые радуют внушительным аккомпанементом и целой сборной солянкой эффективных референсов.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что добротная постановка боевых эпизодов представлялась бы лишь блёклым усредняющим дополнением к недосоленному горячему блюду, не будь столь авантажен агонистический дуэт фабулы: исполненный усатым Джудом Лоу брутальный мужичок-протагонист, чьё пограничное физиологическое и психологические состояние разумно оттеняет излишний глянцевый тестостерон композиции, а по ту сторону баррикад – трудом творческой группы удалённый от однобокой карикатурщины психопат-антагонист, которого, в очередной раз приятно удивив актёрским мастерством, изобразил амбициозный Николас Холт.
К сожалению, не позволяет действу прыгнуть на голову выше хромая идеологема, что не блещет ни оригинальностью, ни степенью проведённого исследования, да и к тому же вредит ему холостой напыщенностью под возгласы «актуалочки» американского общественного дискурса. Поначалу смысловой лейтмотив Курзеля теряется в гуще режиссёрской нерасторопности, а после, как бы то ни было иронично, и вовсе исчезает, только уже вследствие дымовой завесы суровой динамики.
Микаэль Оганов