![](/upload/articles/90f/vi351dz4vrqp7ieoeqt6l4k3r23a2bd2.jpg)
Информация о тоске по испытанному в пандемию коронавируса замедлению ритма жизни показалась одновременно удивительной и закономерной. Удивительной – потому что люди и сейчас могут замедлиться, если действительно этого хотят.
Конечно, «безлюдные улицы, как в пандемию» вряд ли можно вернуть без принуждения. Я испытала это на себе, когда была в севастопольском Херсонесе и началась воздушная тревога. Людей загнали в убежища – и Херсонес опустел. Можно было делать красивые безлюдные фотографии. Но это ненормальное состояние для популярного туристического места – как и, скажем, для нынешней Москвы. Когда приятности являются побочным продуктом принуждения, людям остаётся утешаться тем, что «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Нет, при истинном желании замедлиться не нужно ждать, пока тебя в замедление загонят палкой. Можно переехать в места с более человеческим ритмом жизни, можно меньше времени проводить в интернете (в Сети время утекает незаметно), можно отказаться от смартфона, который является мощным фактором ускорения и главным крючком, держащим человека в Сети. Всё это можно. И некоторые так делают. Но не многие. Чаще люди покупают массу электронных устройств, которые должны освободить их от домашних обязанностей, – от посудомоечных машин до роботов-пылесосов, а потом всё равно жалуются на бешеный ритм жизни. Фактически, приобретая устройства, люди пытаются купить свободное время, но оно не прилагается к товарам. С другой стороны, привыкнув, отказаться от них страшно: ведь тогда, наверное, будет ещё хуже!
Когда в школах вводили электронные дневники и электронную отчётность, идея была – «разгрузить учителей». В итоге учителя чувствуют себя, как никогда, загруженными, будучи постоянно «на связи». Другой пример: лет двадцать назад малыши проводили время в пелёнках, и пелёнки требовали времени на стирку. Сейчас дети в подгузниках, которые легко менять, – зато больше времени уходит на приучение к горшку (про массу дополнительного мусора и расходов помолчу). Всё всегда бывает за счёт чего-то.
Это одна из причин, почему я не жду добра от массового распространения искусственного интеллекта. В этой технологии есть все черты пожирания времени под видом его прибавления. Ведь искусственный интеллект может столько всего сделать за нас гораздо быстрее, чем мы бы сами это сделали! Не то чтобы это неправда. Но, во-первых, ИИ врёт, и врёт тем больше, чем меньше люди, дающие ему запросы, способны это понять. Значит, время уйдёт на выявление и исправление ошибок (если мы ещё сможем их заметить).
Во-вторых, положившись на способности ИИ, мы перестанем тренировать собственные способности – это так же закономерно, как то, что, стирая в машине, мы не стираем руками. В-третьих, время, которое освободит для нас ИИ, будет зачастую тратиться на удовольствия, которые не принесут долгого удовлетворения. Долгое удовлетворение приносит то, к чему человек приходит через трудности. А ИИ призван освободить нас от трудностей. Он начнёт вываливать на нас «открытия», которые мы не будем успевать переварить. Калейдоскоп впечатлений, от которого у современного человека кружится голова, завертится как аттракцион «сюрприз».
Я не спорю с тем, что человечество сейчас успевает больше, чем в прошлые века. Больше произвести, больше потребить. Да. Успевает. Я указываю лишь на одно: это не делает нас не то что счастливее, а хотя бы более удовлетворёнными жизнью.