В «Ленкоме Марка Захарова» побывали Максим Замшев, Леонид Колпаков
Встреча с руководителем «Ленкома Марка Захарова» проходила в том самом историческом здании на Малой Дмитровке, 6, где дважды выступал Владимир Ленин. А протокол № 9 заседания секретариата МК ВЛКСМ от 3 июня 1927 года подтверждает инициативу о создании Театра рабочей молодёжи (не за горами – юбилей Ленкома!). 28 июня 1927 года в журнале «Новый зритель» вышла статья «В добрый час», посвящённая приобщению рабочих масс к искусству и созданию ТРАМа. Открыт он был 20 ноября 1928 года.
Мельпомена определила судьбу Дмитрия Юрьевича уже в школьные годы. В девятом классе в постановке шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» Берестов в роли герцога Вероны над телами погибших влюблённых сокрушался: «Нет повести печальнее на свете...» А декорации к спектаклю самостоятельно изготовил дома на балконе из старых дверных проёмов.
Актёрская стезя имела продолжение. В Театре сатиры выходил на сцену в спектакле Андрея Миронова по пьесе Александра Островского «Бешеные деньги» в роли мальчика из кофейни. И, когда открывался занавес, пел захватывающую песню о власти денег.
– В Театр сатиры, – вспоминает Дмитрий Берестов, – я пришёл 9 сентября 2006 года на должность мебельщика-реквизитора при Александре Анатольевиче Ширвиндте. Ему, кстати, совсем недавно открыли памятник из зелёного мрамора на Новодевичьем. Мне эта идея понравилась. Авторы композиции – скульптор, архитектор Андрей Захидович Налич и его сын Павел. По словам отца, идея принадлежит сыну. Ширвиндт был удивительно гармоничным, светлым и жизнелюбивым человеком. Когда Александр Анатольевич появлялся на пороге театра, абсолютно у всех, кто становился свидетелем, возникало непроизвольное желание подойти, пожелать здоровья, пожать руку и тем самым как бы приобщиться к Истории, которую олицетворял этот незаурядный человек. В его присутствии хотелось становиться лучше, благороднее, ироничнее и добрее.
Весь коллектив Театра сатиры – созвездие легенд. Помню, на спектакле «Как пришить старушку» по комедии Джона Патрика в постановке Михаила Георгиевича Зонненштраля с участием Ольги Александровны Аросевой в сцене празднования дня рождения главной героини Памелы Кронки накрывался шикарный стол с тортом, газировкой вместо шампанского и различными яствами. И за пятнадцать секунд затемнения мы, мебельщики-реквизиторы, должны были унести этот «банкет», ничего не уронив и не расплескав, а ещё разобрать декорации, убрать шкафчики и прочую мебель, увести со сцены Ольгу Александровну. И только потом рушился дом, в котором жила воплощавшая детскую непосредственность старушка, наотрез отказывавшаяся озлоблять душу вопреки обстоятельствам.
Душа театра
Уже тогда, будучи монтировщиком, я выучил назубок организацию сцены, колосники, штанкетное хозяйство, а также систему безопасности и даже тепловодоэнергоснабжения. Знаю, где что находится, как подключается и работает. Можно сказать, что и с душой театрального здания тогда же стал накоротке. Сейчас в ходе системных оперативных совещаний с представителями всех цехов и подразделений Ленкома общими усилиями обеспечиваем надлежащее функционирование достаточно сложного театрального механизма.
Когда пришёл в Ленком в качестве директора, то благодаря уставу, закрепляющему двуначалие с художественным руководителем Владимиром Николаевичем Панковым, я избавлен от разработки стратегии творческого развития. Моя задача – создавать необходимые материально-технические условия для творческого процесса, обеспечивая его успешность.
Между мной и Владимиром Николаевичем в этом смысле царят полное взаимопонимание и взаимопомощь. Театральная экономика не может существовать без кассовых постановок. То есть художественное самовыражение не должно бить по театральному карману. И художественный руководитель в решении задачи окупаемости постановки – мой союзник. «Стоимость открытия занавеса», включая количество занятых актёров, длительность репетиционного процесса и затрат на декорации и костюмы для нас обоих не просто слова. Искренне рад, что мы достигли консенсуса и существуем в режиме продуктивного диалога.
Продаваемость постановок диктует прогноз и логику бытия театра на следующие годы.
Что на афише
13 декабря состоится премьера постановки «Репетиция оркестра» по фильму Федерико Феллини (сценарий маэстро написал в соавторстве с Брунелло Ронди). На 8 и 9 июня запланирована вторая премьера – «Золотой телёнок» по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Внимательно наблюдаю за репертуарной политикой коллег из других театров. И понимаю, что сейчас работает много выдающихся и молодых мастеров. Многие из них предпочитают самореализовываться с помощью произведений классиков вроде Шекспира, Островского, Чехова. Это вполне логично, так как золотые имена мировой драматургии не повредят кассе. Но во все времена существует и современная драматургия. Иначе Антон Павлович, обойди его вниманием Константин Сергеевич с Владимиром Ивановичем, никогда бы не состоялся.
Любимый Юго-Запад
Руководить двумя театрами одновременно непросто. Однако если понимаешь законы существования театрального организма, количество не имеет особого значения. Нынешняя тенденция назначать успешных творцов и менеджеров вроде Валерия Абисаловича Гергиева на несколько руководящих должностей оправдана.
Я очень люблю Театр на Юго-Западе. Один из ведущих сценических коллективов города Москвы имеет в афише 65 действующих спектаклей! Это «Портрет Дориана Грея», «Вальпургиева ночь», «Баба Шанель», «Даёшь Шекспира!», «Мастер и Маргарита»… Золотой фонд Валерия Романовича Беляковича востребован в полном объёме. Простой и нестандартный взгляд на жизнь этого театрального гения прослеживается в каждом его творении. О любви, чести, достоинстве в спектаклях так рано ушедшего режиссёра говорится настолько доходчиво и заразительно, что публика никогда не покидает зал равнодушной, в том же эмоциональном состоянии, в каком заходила.
Я сам видел, как зрители вольно-невольно отождествляют себя с главными персонажами! И то, что они потом приходят к нам снова и снова в течение десятилетий, – лучшее доказательство «успеха нашего безнадёжного дела». Спасибо поэту Науму Коржавину за универсальный и глубокомысленный, хотя и шутливо-ироничный образ!
Постоянно гастролируем – недавно вернулись с фестиваля «Амурская осень» и в премьерах себе не отказываем. 19 декабря в Театре на Юго-Западе – премьера спектакля «Покровские ворота» по пьесе Леонида Генриховича Зорина в постановке Олега Николаевича Леушина. Причём роль Леонтия Минаевича исполнит Владислав Геннадьевич Шкляев-Корсунский, ветеран СВО, ученик Людмилы Ивановны Касаткиной и Сергея Николаевича Колосова. С ним мы познакомились как раз на «Амурской осени», и вот он – в труппе!
Сомнения и доверие
В Ленкоме меня встретили сначала, конечно же, настороженно. И это в порядке вещей. Сомнений никогда не бывает только у тех, кто не привык думать. С течением времени и благодаря конкретным делам сомнения обычно рассеиваются. Им на смену приходит доверие к человеку. Пришло ли оно в моём случае? Триста дней после приказа, наверное, говорят сами за себя.
В дирекции все вопросы решаются оперативно и своевременно. И, пожалуй, каждый член коллектива уже твёрдо знает, что в случае необходимости всегда может обратиться к нам и рассчитывать на конструктивный разговор. Двери открыты для всех.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Дмитрий Юрьевич Берестов родился в 1988 году в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета государственного управления и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (специализация – «менеджмент», «продюсирование театральной деятельности»).
С 2006 года по 2023‑й в Московском театре сатиры работал на различных должностях, в том числе – главным администратором. Параллельно работал в «Дирекции по организации и проведению спортивных мероприятий» в должности начальника отдела закупок и торгов. С 2023‑го по настоящее время – директор Театра на Юго-Западе. В январе 2025 года назначен директором Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова».