Казбек (Мэлс) Торчинов. Зейнап: Роман в стихах. – Владикавказ: АО «Осетия – Полиграфсервис».
Вышел в свет роман в стихах «Зейнап» осетинского писателя, члена СП России Казбека (Мэлс) Торчинова. Это уже четвёртое, дополненное и переработанное, издание произведения, получившего широкое читательское признание в Республике Северная Осетия – Алания.
Понятие справедливости – одно из базовых, и оно шире и фундаментальнее законов, устанавливаемых правящей в тот или иной исторический отрезок времени элитой. Ибо элиты, а соответственно и законы, выработанные ими для собственного благополучия, недолговечны. А стремление социума к гармонизации взаимоотношений личности и коллектива – величина постоянная, необходимая для выживания самого рода человеческого. Потому в периоды смены общественных формаций, повышенной социальной турбулентности, понятие справедливости зачастую вступает в противоречие с законами вновь формирующегося государства. Так общество сохраняет историческую преемственность, предохраняет себя от самоуничтожения, в критические моменты включая базовые механизмы иммунной системы, одной из основных составляющих которой и является понятие справедливости.
Все эти мысли навеял мне роман в стихах «Зейнап». Произведение эпическое по своему размаху и охвату временного интервала, в течение которого разворачиваются события.
Несмотря на то, что роман написан онегинской строфой, среди определённых кругов считающейся сегодня чуть ли не архаикой, читается он легко и с интересом. Мастерски выстроенный сюжет удерживает внимание читателя не хуже, чем самый остросюжетный детектив.
Автор, продолжая исторические традиции своего народа, в эпоху социальных торнадо находит опору в любви и верности, в совести и порядочности, в чести и справедливости, которые, при любых обстоятельствах, для него предпочтительнее, чем жизнь, купленная ценою низости. Такая позиция требует мужества. Но Торчинов и его персонажи – не безвольные марионетки на сцене театра абсурда, а живые люди с твёрдыми нравственными установками.
Среди яростных вихрей безвременья, когда рушится привычный миропорядок и сама жизнь человеческая кажется ценностью относительной, главные герои романа Султан и Зейнап живут и действуют, твёрдо зная, что относительно в мире далеко не всё. Они убеждены: чтобы оставаться человеком в эпоху обнажения социальных и нравственных язв общества, нужно уметь жертвовать личным благополучием во имя общих, базовых и безусловных истин.
На долю героев романа выпадает немало испытаний. Непримиримое противостояние отца и сына, Султана и Хасана, их столкновение в смертельной схватке – метафора конфликта морали коллективизма и общества справедливости с беспринципным индивидуализмом общества потребления.
«Что ты жесток, давно я знал,
Мириться с этим впредь не стану.
Ты болен жаждою наживы,
Тебе богатства, сын, нужны ли,
Когда вокруг ты слышишь стон?»
В этих словах Султана – пропасть, разделяющая две поведенческие модели, и этим взаимоисключающим мировосприятиям никогда не прийти к согласию.
Казбек Торчинов не только бьёт в набат, предупреждая нас об опасности забвения совести и чести, но и показывает пути к оздоровлению общества.
Что касается художественных достоинств романа, то следует отметить гармонию формы и содержания. Автор поставил перед собой сложную задачу: пушкинским размером, онегинской строфой, предполагающей певучую, плавную мелодику стиха, передать реалии сегодняшнего, разорванного и какофонического мира. И это ему удаётся, хотя излишнее пристрастие к публицистичности в чрезмерно затянутых политических декларациях утяжеляет конструкцию романа во второй части и мешает раскрытию художественного замысла.
Сама же онегинская строфа оправданна, поскольку отсылает к традиции и выбрана автором сознательно, о чём откровенно говорит в начале повествования: «Дружу с онегинской строфой…»
К несомненным достоинствам романа следует отнести афористичность языка, изобилующего крылатыми фразами и национальными идиоматическими выражениями.
«Зейнап» – значительное явление современной осетинской литературы. В нём, чуть ли не впервые в этой литературе, предпринята попытка художественного осмысления духовно-нравственных и материальных последствий распада великой страны в результате криминально-олигархического государственного переворота 1993 г., приведшего к смене вектора развития социума. Среди достоинств «Зейнапа»: и соотнесённость языка, образов и сюжетных линий с мощной культурной традицией осетинского народа, и семантическая близость с эпосом о нартах – с его культом мужества, героизма и идеалом справедливости как основы жизнеустройства горских народов.
Мамед Халилов,
член Союза писателей России,
председатель Ярославского областного отделения СПР