Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 мая 2020 г.
Многоязыкая лира России Рецензия

Тропой безотносительных истин

13 мая 2020

Казбек (Мэлс) Торчинов. Зейнап: Роман в стихах. – Владикавказ: АО «Осетия – Полиграфсервис». 

 

Вышел в свет роман в стихах «Зейнап» осетинского писателя, члена СП России Казбека (Мэлс) Торчинова. Это уже четвёртое, дополненное и переработанное, издание произведения, получившего широкое читательское признание в Республике Северная Осетия – Алания.

Понятие справедливости – одно из базовых, и оно шире и фундаментальнее законов, устанавливаемых правящей в тот или иной исторический отрезок времени элитой. Ибо элиты, а соответственно и законы, выработанные ими для собственного благополучия, недолговечны. А стремление социума к гармонизации взаимоотношений личности и коллектива – величина постоянная, необходимая для выживания самого рода человеческого. Потому в периоды смены общественных формаций, повышенной социальной турбулентности, понятие справедливости зачастую вступает в противоречие с законами вновь формирующегося государства. Так общество сохраняет историческую преемственность, предохраняет себя от самоуничтожения, в критические моменты включая базовые механизмы иммунной системы, одной из основных составляющих которой и является понятие справедливости.

Все эти мысли навеял мне роман в стихах «Зейнап». Произведение эпическое по своему размаху и охвату временного интервала, в течение которого разворачиваются события.

Несмотря на то, что роман написан онегинской строфой, среди определённых кругов считающейся сегодня чуть ли не архаикой, читается он легко и с интересом. Мастерски выстроенный сюжет удерживает внимание читателя не хуже, чем самый остросюжетный детектив.

Автор, продолжая исторические традиции своего народа, в эпоху социальных торнадо находит опору в любви и верности, в совести и порядочности, в чести и справедливости, которые, при любых обстоятельствах, для него предпочтительнее, чем жизнь, купленная ценою низости. Такая позиция требует мужества. Но Торчинов и его персонажи – не безвольные марионетки на сцене театра абсурда, а живые люди с твёрдыми нравственными установками.

Среди яростных вихрей безвременья, когда рушится привычный миропорядок и сама жизнь человеческая кажется ценностью относительной, главные герои романа Султан и Зейнап живут и действуют, твёрдо зная, что относительно в мире далеко не всё. Они убеждены: чтобы оставаться человеком в эпоху обнажения социальных и нравственных язв общества, нужно уметь жертвовать личным благополучием во имя общих, базовых и безусловных истин.

На долю героев романа выпадает немало испытаний. Непримиримое противостояние отца и сына, Султана и Хасана, их столкновение в смертельной схватке – метафора конфликта морали коллективизма и общества справедливости с беспринципным индивидуализмом общества потребления.

 

«Что ты жесток, давно я знал,

Мириться с этим впредь не стану.

Ты болен жаждою наживы,

Тебе богатства, сын, нужны ли,

Когда вокруг ты слышишь стон?»

 

В этих словах Султана – пропасть, разделяющая две поведенческие модели, и этим взаимоисключающим мировосприятиям никогда не прийти к согласию.

Казбек Торчинов не только бьёт в набат, предупреждая нас об опасности забвения совести и чести, но и показывает пути к оздоровлению общества.

Что касается художественных достоинств романа, то следует отметить гармонию формы и содержания. Автор поставил перед собой сложную задачу: пушкинским размером, онегинской строфой, предполагающей певучую, плавную мелодику стиха, передать реалии сегодняшнего, разорванного и какофонического мира. И это ему удаётся, хотя излишнее пристрастие к публицистичности в чрезмерно затянутых политических декларациях утяжеляет конструкцию романа во второй части и мешает раскрытию художественного замысла.

Сама же онегинская строфа оправданна, поскольку отсылает к традиции и выбрана автором сознательно, о чём откровенно говорит в начале повествования: «Дружу с онегинской строфой…»

К несомненным достоинствам романа следует отнести афористичность языка, изобилующего крылатыми фразами и национальными идиоматическими выражениями.

«Зейнап» – значительное явление современной осетинской литературы. В нём, чуть ли не впервые в этой литературе, предпринята попытка художественного осмысления духовно-нравственных и материальных последствий распада великой страны в результате криминально-олигархического государственного переворота 1993 г., приведшего к смене вектора развития социума. Среди достоинств «Зейнапа»: и соотнесённость языка, образов и сюжетных линий с мощной культурной традицией осетинского народа, и семантическая близость с эпосом о нартах – с его культом мужества, героизма и идеалом справедливости как основы жизнеустройства горских народов.

Мамед Халилов,
член Союза писателей России,
председатель Ярославского областного отделения СПР

Тэги: Книга
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS