«Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит» – в данном случае речь идёт о преобразованиях последних пяти лет, изменивших столицу до неузнаваемости. Ктото в восторге от пешеходных маршрутов, а комуто по душе WiFi в общественном транспорте; одни не нарадуются на новые автомагистрали, а другие благодарят мэра за долгожданные станции метро…
Да, в городе появились платная парковка и служба эвакуации машин, но будем честными: до введения этих «непопулярных мер» в центре нельзя было ни пройти ни проехать! Правду говорят: «Москва меняется, и мы меняемся вместе с ней» – в столице стало больше довольных лиц и улыбок, а скептикинедоброжелатели среди них заметны гораздо меньше.
Транспорт
Как справедливо заметил Сергей Собянин, любая поездка по городу начинается и заканчивается пешком, поэтому комфортность передвижения «на своих двоих» является важнейшей частью решения остальных транспортных проблем. «Чтобы освободить тротуары и пешеходные дорожки для прохода, правительству Москвы пришлось пойти на достаточно жёсткие меры, которые включали ликвидацию хаотичной парковки, незаконных ларьков, палаток, рекламных конструкций, буквально облепивших все людные места. Но эти меры сработали, и сегодня пешеходы чувствуют себя гораздо комфортнее», – констатировал столичный мэр.
Дорожное строительство, развитие общественного транспорта и парковочного пространства – вот «три кита», на которых, по мнению Сергея Собянина, опирается решение проблемы пробок. «Многие эксперты полагали, что Москва уже прошла точку невозврата, и глухие дорожные заторы – это навсегда. Я никогда не разделял этого мнения. Решение транспортных проблем российской столицы существует», – считает градоначальник. Сегодня в городе на два миллиона больше легковых машин, чем в 2010 году, однако скорость движения в целом увеличилась: автобусы и троллейбусы курсируют строго по расписанию, выделенными полосами пользуется каждый четвёртый пассажир общественного транспорта – это около полутора миллионов человек в день.
Развитие Московского метрополитена, одного из мировых лидеров по скорости и интенсивности пассажирских перевозок, до недавних пор сильно отставало от потребностей растущего мегаполиса. Нынешний мэр и его команда видели единственное решение этой проблемы: за 10–15 лет наверстать упущенное, сооружая новые станции. Легко задумать, да непросто выполнить: при отсутствии готовых проектов, свободных земельных участков и необходимых производственных мощностей задача оказалась не из лёгких. «По сути, нам пришлось заново создавать 30-тысячный коллектив метростроителей, привлекая профильные предприятия со всей России, из Белоруссии и даже из стран дальнего зарубежья. В результате пятилетней кропотливой работы построено 18 новых станций метро, 15 из них уже открыты для пассажиров. И самое главное, создан огромный задел на ближайшие годы», – рассказал Сергей Семёнович.
Докладчик подчеркнул, что не собирается останавливаться на достигнутом. «Транспорт по-прежнему остаётся одной из главных проблем. И только последовательное, без шараханий в стороны и шагов назад выполнение намеченных планов сделает необратимым улучшение транспортной ситуации в столице», – уверен мэр.
Градостроительная политика
С одной стороны – тысячи новых зданий, построенных в Москве за двадцать лет так называемого строительного бума, с другой – издержки непрерывного развития в виде скученности домов, неразвитой инфраструктуры и транспортного коллапса. Сергей Собянин обозначил главные направления современной градостроительной политики так: «Вместо уплотнительной застройки – максимальное сохранение сложившейся городской среды. Вместо концентрации инвестиций и рабочих мест на крошечном пятачке исторического центра – полицентричное развитие и создание новых центров деловой активности за пределами Третьего транспортного кольца. Вместо строительства безликих спальных районов – комплексное освоение перспективных территорий, когда жилые кварталы возводятся рядом с местами приложения труда. Вместо снижения бюджетных инвестиций – масштабное строительство транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры».
В своём отчёте глава города положительно оценил решение о расширении границ Москвы: присоединённые территории стали местом вложения инвестиций и строительства трети возводимой в столице недвижимости – до трёх миллионов квадратных метров в год. «За три года в Новой Москве создано 80 тысяч дополнительных рабочих мест – в бизнес-центрах, на производстве, в торговле, логистике и социальной сфере. Из депрессивного спального пригорода эти территории превращаются в сбалансированный городской район», – отметил Сергей Собянин.
По словам мэра, до 2011 года в столице не проводился плановый ремонт фасадов жилых домов, но за последние время удалось отреставрировать 3 тысячи 240 фасадов зданий в историческом центре, а также вдоль основных улиц и магистралей. Кроме того, с начала программы благоустройства дворов в том же 2011-м приведено в порядок более 20 тысяч дворов – это 86 процентов от всех дворовых территорий, остальные в благоустройстве не нуждались. Здесь появились дополнительные парковочные места (за пять лет их количество увеличилось в пять раз – с 298 до 892 тысяч), почти 4,5 тысячи детских площадок и городков, 804 спортплощадки и 3,5 тысячи тренажёров для занятий воркаутом.
Прямая речь
Константин Ремчуков, заместитель руководителя Общественной палаты, главный редактор «Независимой газеты»:
– Сергей Собянин руководит Москвой ровно 5 лет. Мне нравятся масштаб и характер преобразований. Он сразу объявил, что Москва будет конкурировать не с Рязанью и Воронежем, а с Нью-Йорком, Парижем и Лондоном. Фраза понравилась многим, но процесс перехода к жизни по стандартам лучших мировых столиц вызывает ропот. Хотелось бы, чтобы как-то само по себе всё стало, как в Париже. Без шума и пыли. И без необходимости менять себя. Самое главное из того, что происходит сегодня в Москве: Собянин меняет стандарты нашей жизни в общественном пространстве. Причём делает это на основе новейших научных управленческих решений. Лучших в мире. Если не изменять себя, то эти стандарты выглядят недружескими, странными, чуждыми. Как в вопросе с платной парковкой. Раньше, когда машины стояли на всём пешеходном пространстве Нового Арбата, это выглядело привычно и было бесплатно. И это была норма. Сегодня, когда убрали бесплатные парковочные места вдоль всего дорожного пространства в центре города, многим кажется это несправедливым, избыточным, ненужным. Не согласен. Современный стандарт жизни в столичном городе мирового класса – надо платить за потребляемое индивидуальное благо.
Дмитрий Орлов, директор Агентства политических и экономических коммуникаций
– Мэрство Сергея Собянина в целом, безусловно, позитивно сказалось на развитии Москвы. Это касается и бюджета, который серьёзно возрос за счёт доходов, и облика города, и организации общественных пространств. Дорожное движение в городе стало быстрее и динамичнее. Важно отметить, что нынешнее правительство Москвы, как мне кажется, имеет потенциал для коррекции того курса, который проводит. Когда с учётом работы над недостатками преобразования будут завершены, все жители города воспримут их одобрительно.
Илья Мочалов, первый вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России:
– За последние пять лет в столице наступил самый настоящий ландшафтный ренессанс. Те изменения, которые произошли с парками Москвы, безусловно, пошли на благо как жителям города, так и самому мегаполису. Сегодня парковое пространство – это не только место, где горожанин может стать ближе к природе, но и пространство искусства, культуры. Получив эту роль, оно зажило абсолютно новой жизнью.
Олег Матвейчев, политолог:
– На мой взгляд, глобальное изменение заключается в том, что Москва наконец-то нашла общий язык с Подмосковьем. Город теперь не заперт в своих границах, имеет возможность корректировать политику, в том числе строительную. Раньше столица строилась внутри себя, сейчас она расширилась, можно решить много проблем за счёт Новой Москвы. Нельзя не сказать о благоустройстве: убрали рекламные таблички, которые загораживали весь вид, киоски, сделали новые улицы, пешеходные дорожки. Столица наконец-то стала похожа на цивилизованный, нормальный город. Не может не радовать безопасность, камеры есть абсолютно в каждом подъезде, на многих улицах ненавязчиво дежурит полиция, ходят дружинники. Ещё я бы выделил использование интернета для управления городом, например, проект «Активный гражданин».