Лежит Кострома в самом сердце мерянской земли, там, где великая река делит её надвое – на Заволжье и, выразимся так, «Предволжье». И в названии слышится чтото мерянское, благо других «мА» в округе в достатке – Кохма, Кинешма, Чухлома... Вот только корень костр нетипичен для финноугорского языка, и исследователи полагают, что барышня всётаки русская. Известно ведь, что исконная Кострома – это соломенная куколка, ровесница славянских языческих богов, близкая родственница широко известной Масленицы. Только ту сжигали, а эту спускали по воде. В общем, персонаж из восточнославянской мифологии, сугубо карнавальный, как и положено в народных низовых культах.
Древняя история и небесные заступники
Крепость на полпути в глухие севера попадала преимущественно в локальные сводки, то есть, простите, летописи. Четыре года, правда, была де-факто русской столицей: в 1272 году здешний князь Василий Ярославович (брат Александра Невского) получил Великое княжение Владимирское, да во Владимир не поехал – остался в Костроме до своей смерти в 1276-м. В XIV веке город бескровно вошёл в состав Московского княжества, отправил свою дружину на Куликово поле, а два года спустя именно в Костроме Дмитрий Донской отсиживался, пока Тохтамыш сжигал Москву.
Своей небесной заступницей костромичи считают саму Богородицу, зримым воплощением этого заступничества – чудотворную икону Фёдоровской Богоматери. С историей её обретения много неясностей, связана она то ли с уже знакомым нам Василием Ярославовичем, то ли с его легендарно-мифическим тёзкой Василием Квашнёй. И произошла, соответственно, то ли в 1262 году, то ли в 1239-м. В остальном две истории повторяют друг друга практически слово в слово (это позволяет предположить, что произошла обычная путаница при попытке объединить летопись и легенду): икону нашли висящей на дереве у реки Запрудня недалеко от Костромы и перенесли в город, в Успенский собор (сейчас, за сносом оного при большевиках, Фёдоровская пребывает в Богоявленском монастыре).
С этой иконой народное предание связывает победу костромской рати в битве при Святом озере – это у западной границы города. Примерно в 1262 году (о точной дате единого мнения нет) сюда подошли татарские орды с вполне очевидной исторической миссией. Непокорная Кострома решила встречать врага в поле, не дожидаясь, пока тумены дошагают до самых крепостных стен. Василий Ярославович собрал небольшую дружину, надеясь повторить уже опробованную тактику своего знаменитого брата – сдерживая пехотой вражеский натиск, ударить во фланг засадным полком. Силы, впрочем, были заведомо неравны. И «для поднятия боевого духа» князь взял с собой на битву Фёдоровскую икону. Дальше слово автору иеродьякону Ипатьевского монастыря Лонгину:
«…И внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки»…
Что не доделала паника, охватившая неприятельское войско, успешно довершила костромская рать.
Колыбель Романовых. Жизнь за царя
Прошло без малого 350 лет, и на том же Святом озере произошла новая битва – уже с польскими захватчиками. 1609 год, разгар Смутного времени. В Костроме кипит бунт против обосновавшихся в городе ставленников второго Лжедмитрия – Тушинского вора: ставленники оказались под стать «боссу» и тоже были, по сути, банальным ворьём. Разгромленные тушинцы бегут в Ипатьевский монастырь, начинается долгая осада... Небезызвестный шляхтич Лисовский с конными отрядами своей «Литвы» выступает в роли «сил быстрого реагирования». Несколькими месяцами раньше ему уже удалось кавалерийским наскоком подавить восстание в Костроме, но теперь горожане подготовились к сюрпризам, и во второй битве у Святого озера Лисовского отбрасывают. Через некоторое время взят и Ипатьевский монастырь...
Эта древняя обитель – сейчас, наверное, самая известная костромская достопримечательность. Считается, что основал её примерно в 1330 году татарский мурза Чёт (в крещении Захария), основатель рода Годуновых, – этим объясняется покровительственное отношение к монастырю царя Бориса. В Смуту, после освобождения от поляков, в монастыре укрывался отрок Михаил, будущий первый царь из династии Романовых, – этим соответственно объясняется покровительство с их стороны. 13 марта 1613 года в Ипатьевский явилась большая делегация – посольство Земского собора. Бояре и духовенство били челом 16-летнему Михаилу, звали на царство в Москву... Стеснительный юноша некоторое время колебался, хотя все понимали, что, скорее, для виду, ибо всё было решено, прямо скажем, за него. Так Ипатьевский монастырь стал «колыбелью дома Романовых»... А дальше произошло то, что известно без преувеличения всем, даже тем, кто слыхом не слыхивал мудрёного слова «Кострома».
...О подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина сложено столько легенд, что теперь уже трудно определить, где правда, а где вымысел. С детства, кажется, мы знаем, что этот человек завёл отряд польских интервентов, коих тогда по Руси шлялось великое множество, грабящих и выжигающих всё на своём пути, в непроходимые болота. Там и принял от разъярённых врагов мученическую смерть. Однако почему именно к Сусанину обратились поляки?
Дело в том, что отряд рыскал по всей округе в поисках Михаила Фёдоровича, только-только призванного на царство и теперь ездящего из одной своей вотчины в другую, спасась как раз от таких «летучих отрядов», – отправиться в Москву он тогда ещё не мог.
Сусанин же был, судя по всему, приказчиком в имении Романовых в селе Домнине. Царь, по одной из версий, в тот момент укрывался именно там. Врагов надо было увести подальше и желательно насовсем. Вряд ли имело смысл просто кружить по лесу – Сусанин не мог не понимать, что отряд в несколько десятков человек легко нашёл бы обратный путь по своим же следам. Так что альтернативы болоту не было. Именно большое болото в окрестностях Домнина – его именуют Чистым – считается местом знаменитого подвига и мученической кончины Сусанина.
Со временем Михаил Романов наградил семью Сусанина – сохранилась жалованная грамота, согласно которой ближайшие родственники героя были пожалованы землёй и освобождены от уплаты любых налогов и податей. Подвиг крестьянина воспел М.И. Глинка в знаменитой опере «Жизнь за царя», Сусанину поставили памятник и даже назвали в честь него центральную площадь Костромы – уникальная для дореволюционной России честь, оказанная выходцу из крестьянской семьи.
Сказки и были
От многочисленных приходских храмов, формировавших облик города, особенно при взгляде с другого берега Волги, до нашего времени сохранились считаные единицы. Грандиозный кремлёвский соборный комплекс снесли в ХХ веке до основания, на недостроенную монументальную часовню в честь дома Романовых водрузили статую Ленина – и выглядит она внушительно. Правда, немного некультурно получилось – деревья разбитого на месте соборов парка подросли, достигли самых пят вождя, оттого кажется, что Владимир Ильич стоит прямо на кронах. Утратив архитектурные акценты – частокол колоколен, Кострома стала «плоской», как Сковородка (здесь это слово с большой буквы: так горожане называют центральную площадь за специфическую планировку). Словно бы притаилась Кострома, переживая утраты, – не каждому раскроется. Тут не глазами хлопать, а сердцем чувствовать надо. Праздному путнику после Ярославля да Ростова может даже показаться скучновато... Полно, да так ли это? Никакого туристического дня не хватит, чтобы обойти в Костроме даже не всё – только всё самое интересное. Дивная Дебря с её Воскресенской церковью, потрясающей снаружи и внутри. Та же Сковородка с уникальной пожарной каланчой – ещё один символ города, слава богу, сохранившийся. Столь же уникальные торговые ряды – огромный комплекс, просто-таки ГУМ начала XIX века, облюбованный кинематографистами. А истории о знаменитом костромском купечестве! А музеи, переносящие нас в дворянскую эпоху! А сочные фрески Силы Савина и Гурия Никитина! А виды на Волгу!..
Нет, неслучайно Кострому называют душой России. Ведь именно в душе у каждого есть потаённый уголок, где живёт вера в чудо, вера в сказку. Так и Кострома… полюбилась Снегурочке Александра Николаевича Островского. В Костромской губернии находилось имение драматурга – Щелыково, ныне музей. А Снегурочка решила обосноваться в самой Костроме. Её друзья – фольклорные персонажи, без которых немыслима деревенская жизнь, построили ей терем. Ну а Снегурочка всех их пустила к себе жить. Да и любой желающий вне зависимости от возраста – желанный гость в её доме. Приходите, познакомьтесь лично с Котом Баюном, сказки его послушайте, с Домовым и Домовихой, со всевозможными Банниками, Болотницами и Шептунами.