
Кондрашов Александр
Тем, кем у нас в кинематографе были Вицин, Моргунов и Никулин, в Голливуде чуть позже стал Лесли Нильсен, комедийный актёр, сумевший создать архетипическую маску непобедимого и неунывающего американского идиота. Он стал знаменит благодаря исполнению главных ролей в фильмах выдающихся комедиографов Джима Абрахамса и братьев Цукеров.
В России появление пародийных «Голых пистолетов» и других замечательных комедий с Нильсеном наложилось на популярность известного политического деятеля внешне на него очень похожего, тоже большого юмориста Павла Павловича Бородина, так что герой Нильсена у нас был как родной. А также с середины 90 х эти фильмы воспринимались как точная иллюстрация к монологам Михаила Задорнова про «ну тупых» американцев. Хотя способность кинематографистов Америки смеяться над собой как раз говорила об обратном.
И вот не прошло и тридцати лет, как Голливуд выпустил новый «Голый пистолет» – как бы продолжение старого. Повторить успех великого комика Лесли Нильсена немыслимо. Но попытались. В этом безнадёжном деле участвовали режиссёр Акива Шаффер со сценаристами Дэном Грегором и Даном Мендом, а сыграть главные роли отважились Лиам Нисон, которому за семьдесят, и Памела Андерсон, которая на пятнадцать лет моложе. Что касается актрисы, то тут вопросов не возникало, Памела с младых ногтей, с первых страниц «Плейбоя» и первых серий «Спасателей Малибу» вольно-невольно создавала автопародийный образ американской красотки, а вот Нисон, насколько я знаю, в фривольных комедиях никогда не снимался, за ним начиная со «Списка Шиндлера» стойкий образ серьёзного человека, настоящего героя Америки, самоотверженного борца за справедливость – в последний раз мы писали о его отважном дальнобойщике, спасающем обречённых на гибель шахтёров в драме «Ледяной драйв», – то есть актёр воплощал тот киношный и человеческий тип, который Нильсен так смешно и беспощадно пародировал.
Возможно, Лиам Нисон именно поэтому и был выбран на роль преемника Нильсена, чтобы сыграть дебильного сына дебильного полицейского Дребина. И, кстати, вполне достойно справился с ролью. Замечательно, со звериной серьёзностью делал все полагающиеся глупости. А что касается сценария и режиссуры, то всё тоже на уровне, все комедийные ходы, гэги, репризы – смешные, иногда сильно ниже пояса, но таков формат, заложенный Цукерами с Абрахамсом. Однако были и подлинно остроумные шутки. Что же отличает от прародителя? Если с Лесли Нильсеном это было блестящее комедийное шоу, высмеивающее киноштампы, то в новом «Голом пистолете» невольно, может быть, получилось издевательство над архетипами США, доводится до абсурда американская мечта, смеются над спасителями отечества, что ревниво отметили наши релоканты, трепетно относящиеся к новой родине.
А единственный, кто мог бы сейчас сыграть Дребина лучше Нисона и даже лучше покойного Нильсена, считают они, – это только Дональд Трамп: ему и играть ничего не надо.