Выступая 1 ноября на втором заседании Комиссии уполномоченных по правам ребёнка государств – участников СНГ, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Мария Львова-Белова обратила внимание на низкий уровень владения детьми мигрантов русским языком и предложила тестировать их перед поступлением в школы и детские сады, а для тех, кто с тестами не справится, организовать какие-то подготовительные курсы. Уже 14 ноября министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что школам дано право тестировать знания детей мигрантов и организовывать дополнительные часы для изучения ими русского языка. Действительно ли проблема уже решена? С таким вопросом мы обратились к председателю «Ассоциации учителей литературы и русского языка» Людмиле Дудовой.
– В нашей стране языком образования от дошкольного до полного среднего в соответствии с законом является русский язык. То есть уже на уровне детского сада ребёнок должен овладеть русским языком как минимум в объёме, позволяющем вести устную коммуникацию, необходимую при первичной социализации и подготовке к обучению на ступени начального общего образования. Именно этот возраст является наиболее отзывчивым на накопление словарного запаса и навыков общения на языке. Но владеют ли воспитатели необходимыми навыками работы с таким ребёнком? Большой вопрос.
Сегодня в российских школах, по разным оценкам, обучается около ста сорока тысяч детей из семей трудовых мигрантов. На самом деле приехавших к нам с родителями гораздо больше, учёт их вести трудно и чем занимаются те, кто не ходит в школу, каков у них уровень владения русским языком, сказать сложно. Ещё сложнее определить, каков у них уровень социокультурной адаптации. Очевидно, необходимо и над этой проблемой задуматься, и уж точно не только инстанциям, связанным с системой образования.
Начинать решать проблему нужно на территориях, откуда трудовые мигранты прибывают в Россию. Курсы русского языка могут быть созданы при посольских школах, в воскресных школах приходов Русской православной церкви за рубежом, филиалах вузов России, в системе дополнительного образования с выдачей документа, подтверждающего необходимый для обучения в российской школе уровень владения русским языком.
Заметим, что приходят дети трудовых мигрантов в разные классы, а не только в первый, а значит, уровень владения ими русским языком тоже будет разным. В начале двадцать первого века в целом ряде регионов была отлажена работа с таким контингентом учащихся. Интересные практики есть и сегодня, но в целом единого подхода нет. Как обеспечить подготовку к диагностике тех, кто не готов к её прохождению? Что делать с теми, кто получил отрицательный результат? Кто будет проводить такую диагностику и финансировать обучение тех, кто будет её проводить? Возможно ли открытие неких пропедевтических курсов для детей мигрантов, которые планируют или хотели бы обучаться в российской школе, но не имеют средств для оплаты такого обучения? Готово ли государство финансировать такие программы?
А есть ли у нас достаточное количество педагогов, которые владеют необходимыми методиками? Есть ли учебники, рассчитанные на таких детей? Те, по которым учатся наши ребята, к сожалению, для не владеющих русским языком не подходят. И, наконец, о проблеме, которая волнует всё общество и отчасти тоже связана с уровнем владения русским языком. Это проблема социокультурной адаптации, обеспечение бесконфликтного пребывания детей в детском и школьном коллективе, чужом социуме и культуре.
Как показывает практика, вхождение в иную культуру – это длительный и очень сложный процесс, и только школа обеспечить успешную социализацию не сможет. Миграция людей, принадлежащих разным культурам и говорящих на разных языках, будет только нарастать. Сделать этот процесс бесконфликтным и безопасным, при этом не утратив своей культуры, своей идентичности, задача очень непростая, и решать её нужно всем миром, а не только силами системы образования.
В тему
По данным ФСБ, только за первый квартал нынешнего года для работы в Россию въехало 1,3 млн иностранцев. В основном из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Казахстана. Многие приезжают семьями, и в российских школах сегодня, по разным данным, обучается от 100 тысяч до 140 тысяч детей, не владеющих русским языком.