Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 ноября 2023 г.
Общество Образование

Твоя моя не понимай

Станут ли дети мигрантов «мягкой силой»?

24 ноября 2023
Сергей Фадеичев / ИТАР-ТАСС

Выступая 1 ноября на втором заседании Комиссии уполномоченных по правам ребёнка государств – участников СНГ, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Мария Львова-Белова обратила внимание на низкий уровень владения детьми мигрантов русским языком и предложила тестировать их перед поступлением в школы и детские сады, а для тех, кто с тестами не справится, организовать какие-то подготовительные курсы. Уже 14 ноября министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что школам дано право тестировать знания детей мигрантов и организовывать дополнительные часы для изучения ими русского языка. Действительно ли проблема уже решена? С таким вопросом мы обратились к председателю «Ассоциации учителей литературы и русского языка» Людмиле Дудовой.

– В нашей стране языком образования от дошкольного до полного среднего в соответствии с законом является русский язык. То есть уже на уровне детского сада ребёнок должен овладеть русским языком как минимум в объёме, позволяющем вести устную коммуникацию, необходимую при первичной социализации и подготовке к обучению на ступени начального общего образования. Именно этот возраст является наиболее отзывчивым на накопление словарного запаса и навыков общения на языке. Но владеют ли воспитатели необходимыми навыками работы с таким ребёнком? Большой вопрос.

Сегодня в российских школах, по разным оценкам, обучается около ста сорока тысяч детей из семей трудовых мигрантов. На самом деле приехавших к нам с родителями гораздо больше, учёт их вести трудно и чем занимаются те, кто не ходит в школу, каков у них уровень владения русским языком, сказать сложно. Ещё сложнее определить, каков у них уровень социокультурной адаптации. Очевидно, необходимо и над этой проблемой задуматься, и уж точно не только инстанциям, связанным с системой образования.

Начинать решать проблему нужно на территориях, откуда трудовые мигранты прибывают в Россию. Курсы русского языка могут быть созданы при посольских школах, в воскресных школах приходов Русской православной церкви за рубежом, филиалах вузов России, в системе дополнительного образования с выдачей документа, подтверждающего необходимый для обучения в российской школе уровень владения русским языком.

Заметим, что приходят дети трудовых мигрантов в разные классы, а не только в первый, а значит, уровень владения ими русским языком тоже будет разным. В начале двадцать первого века в целом ряде регионов была отлажена работа с таким контингентом учащихся. Интересные практики есть и сегодня, но в целом единого подхода нет. Как обеспечить подготовку к диагностике тех, кто не готов к её прохождению? Что делать с теми, кто получил отрицательный результат? Кто будет проводить такую диагностику и финансировать обучение тех, кто будет её проводить? Возможно ли открытие неких пропедевтических курсов для детей мигрантов, которые планируют или хотели бы обучаться в российской школе, но не имеют средств для оплаты такого обучения? Готово ли государство финансировать такие программы?

А есть ли у нас достаточное количество педагогов, которые владеют необходимыми методиками? Есть ли учебники, рассчитанные на таких детей? Те, по которым учатся наши ребята, к сожалению, для не владеющих русским языком не подходят. И, наконец, о проблеме, которая волнует всё общество и отчасти тоже связана с уровнем владения русским языком. Это проблема социокультурной адаптации, обеспечение бесконфликтного пребывания детей в детском и школьном коллективе, чужом социуме и культуре.

Как показывает практика, вхождение в иную культуру – это длительный и очень сложный процесс, и только школа обеспечить успешную социализацию не сможет. Миграция людей, принадлежащих разным культурам и говорящих на разных языках, будет только нарастать. Сделать этот процесс бесконфликтным и безопасным, при этом не утратив своей культуры, своей идентичности, задача очень непростая, и решать её нужно всем миром, а не только силами системы образования.

В тему

По данным ФСБ, только за первый квартал нынешнего года для работы в Россию въехало 1,3 млн иностранцев. В основном из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Казахстана. Многие приезжают семьями, и в российских школах сегодня, по разным данным, обучается от 100 тысяч до 140 тысяч детей, не владеющих русским языком.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS