Одиннадцать лет минуло с мартовских дней Русской весны, развернувшей Россию к самой себе, ставшей её этическим камертоном. Все эти годы «саженцы» отечественного искусства благополучно приживались в Севастополе. Один из ярких примеров – Академия хореографии, недавно возведённая и уже открывшаяся на мысе Хрустальный.
Свой новый дом на берегу моря и педагоги, и 176 воспитанников обживают с явным удовольствием, ведь в течение трёх лет им приходилось заниматься в арендованных помещениях. Просторные балетные классы, прекрасно оснащённые общеобразовательные кабинеты, уютные комнаты в интернате, просторный бассейн восхищают продуманностью всех деталей и оптимистическим настроем. Элегантный учебный театр с идеальной акустикой и всем, что необходимо для представлений, – уменьшенная копия строящегося рядом Театра оперы и балета, который в скором времени станет местом работы будущих выпускников. На его сцене уже идут «Щелкунчик» и «Белоснежка» в постановке Эмиля Фаски. Эти балеты-фантазии не кажутся «подогнанными» под ученический уровень, напротив, они привлекают отточенной техникой ребят, их серьёзным старанием и артистическим обаянием.
С 15 августа 2024 года пост ректора академии заняла народная артистка России прима-балерина Большого театра Мария Александрова, в конце 2023 года покорившая севастопольскую публику в одноактной постановке Джоны Кука «Комната ожидания». Уже тогда она почувствовала своё сродство с городом: «Характер Севастополя и профессии балетного артиста очень схожи – за внешней лёгкостью скрывается огромная сила духа и целеустремлённый характер». Поэтому, несомненно, её назначение – промыслительная удача.
– Кому пришла в голову счастливая идея пригласить вас в академию? Кто разглядел черты руководителя в вашем бойцовском характере, умении общаться с людьми, заводить их? Вы буквально вдохнули жизнь в холодноватое конструктивистское здание, спроектированное всемирно известным Вольфом Д. Приксом.
– Я очень благодарна тому, кто увидел меня ректором. Мне пришлось серьёзно обдумать суть этого предложения, принять его и самой себе ответить на очень важные вопросы. Я стремлюсь к зримому результату, потому что настроена на созидание, направленное в будущее, а его основы закладываются сегодня.

– Действительно, здесь всё начинается с нуля, и то, какой фундамент вы заложите в содружестве с коллективом, определит вектор развития академии. С этой точки зрения вы уже человек истории.
– Я без иллюзий смотрю на происходящее вокруг. Но поставленные задачи толкают меня вперёд, несмотря ни на что. Земля – это то, что находится в вечном движении во Вселенной, среди бесчисленных звёзд. Для меня космос – безграничное пространство, которое мы не можем осознать, представить и определить. Необъяснимый масштаб манит меня и принимает осязаемую, реальную форму.
– В смысле перспективы?
– В определении перспективы есть расчёт и стратегия. Я говорю о вселенском масштабе, масштабе, например, Большого театра, который я и представляю, и чувствую.
– Зов небес? И вселенское одиночество?
– В самый сложный момент человек всегда одинок. Я в том числе. «Королёв смог, значит, и ты сможешь», – говорю я себе в сложные моменты. Никогда не хотела быть первой, хотела стать лучшей.

– Вы умеете беспристрастно смотреть на своё искусство, потому что одарены интеллектуальной интуицией. В этом мне представляется знак вашего самобытного творчества. Не так давно, в дни 225 летия Пушкина, ваш репертуар пополнился партией Графини в «Пиковой даме», поставленной в Нижегородском театре оперы и балета.
– Работа над новым образом – одна из самых больших радостей моей жизни. Весной 2024 года я попала в команду создателей спектакля «Пиковая дама». Мне выпала моя «дама пик» – Графиня – в творческом общении с первоклассным композитором Юрием Красавиным. Я просто обязана упомянуть интеллигентнейшего хореографа Максима Петрова, режиссёра с тонким чувством юмора Антона Морозова, конечно, художника по свету Константина Бинкина, декоратора Альону Пикалову, художника по костюмам Татьяну Ногинову и, очень важно, умнейшего автора идеи Богдана Королька. Сотворчество с такими людьми – настоящее счастье!
– Мне, наверное, везло на общение с отменно умными артистами балета, будь то Марина Семёнова, Людмила Семеняка, Андрей Уваров. Кто возвел поклёп на балетных: якобы вся их сообразительность в ногах? И вот теперь я с удовольствием слушаю вас. Возможно, всё дело в вашей любви к книге. Даже в восторге перед книгой.
– Это заметно?
– Да, я помню, с какой заинтересованностью вы приняли в подарок мои книги – о Галине Улановой и «Повседневная жизнь балерин русского императорского театра». Меня тронула ваша радость, когда скромная поклонница танцевального искусства Нина Леонидовна Тихомирова безвозмездно передала академии более ста уникальных книг об истории хореографии, которые она увлечённо собирала в течение многих лет. Такое отношение особенно дорого при засилье всего электронного, виртуального, неосязаемого.
– На меня сильно повлияло общение с папой, который был художником – реставратором книги, мастером английского и французского переплёта. Он работал с рукописями, фолиантами и инкунабулами, умел тиснить кожу, наносить сусальное золото, владел почерками разных эпох, каллиграфией. Папу даже приглашали в Испанию восстанавливать библиотеку Колумба. Однажды на гастролях в США я зашла в какой-то музей, где была выставка старинных печатных станков. Во мне вспыхнули детские воспоминания: запах бумаги, воска, клея, который папа сам варил… Мне тогда захотелось выучиться переплётному делу.
Я и сейчас проваливаюсь в воспоминания об одном очень важном для меня моменте: мы сидим в разных концах комнаты, тишина, папа прошивает страницы старинной книги огромной иглой с длинной вощёной нитью, а я цыганской иглой с суровой ниткой готовлю пуанты, чтобы их «посадить по ножке», отпороть пяточку, обшить пятачок, пришить ленты… Казалось бы, два разных ремесла, но они связали нас с отцом, людей разных поколений!
Характер любого ребёнка создаёт его среда. И это заметно по моим воспитанникам. В ребёнке отзываются самые разные возможности, которые он видит в жизни. Все дети очень разные, но у каждого есть врождённая тяга к чему-то, что в первую очередь формирует его мироощущение.

– Заметно, что академия живёт полной жизнью и обстановка в коллективе доброжелательная. Как обживаетесь на новом месте?
– Нет большей встряски, чем переезд, особенно если переезд связан с резким ростом масштабов: за одну ночь мы перебрались с шестисот квадратных метров в двадцать семь тысяч. Теперь делаем это роскошное пространство комфортным, своим. Впрочем, главное уже случилось – тыква превратилась в карету.
В ТЕМУ
Прежде музыкальное образование в Севастополе ограничивалось профильной школой, а о театральном никто и не помышлял. Основанные в 1921 году Леонидом Собиновым Народная консерватория с оперной труппой «2 й Советский театр имени Ленина» просуществовали всего несколько месяцев, не оставив и следа.
Что же до балета, то севастопольская глава его истории затевается только в наши дни. Конечно, в прошлом сюда, к тёплому морю, не могли не заглянуть разно именитые «хореографические силы». Хотя действительно выдающихся гастролей, таких, как в июне 1938 года, когда в Доме Красной армии и флота «с исключительным успехом» танцевали Ольга Лепешинская и Алексей Ермолаев, судя по всему не было. И лишь начиная с 2017 года в программах Международного музыкального фестиваля «Херсонес», проводимого в содружестве с Севастопольским театром оперы и балета, в городе блеснули своим мастерством примы и премьеры Большого, Мариинского, Михайловского, Новосибирского театров, Баварского государственного балета и Английского национального балета.
Севастополю не чуждо имя всемирно известного хореографа Мариуса Петипа. После революции его сын возглавлял коллектив драматических артистов, служивших в «1 м Советском театре имени Луначарского». А в 1952 году в городе поселились внучка и правнучка гениального хореографа. Последняя – Тамара Сергеевна Петипа – распределилась на Севастопольскую биологическую станцию АН СССР (ИнБЮМ). Она сделала выдающуюся карьеру, став членом-корреспондентом АН УССР, учёным с мировым именем.