Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2025 г.
  4. № 24 (6988) (18.06.2025)
Литература Литературный резерв

У моря – (не)погоды

21 июня 2025

Полина Кондратенко

Дина Дабришюте. Несезон. – М.: Наш современник, 2023. – 58 с.

Свет настольной лампы падает на обложку поэтической книги псковитянки Дины Дабришюте. Колорит холодный. Минималистичный белый фон, тонкие синие ветви: на них распускаются акварельно-прозрачные цветы. Листьев не видно. «Яблоня, – думаю я, – или, может быть, сакура? Отдалённо как будто похоже».

Но нет, на странице «ВКонтакте» Дина развеивает туман версий: обложку книги украшает японская айва. Автор вспоминает: «В детстве в саду у моего дома рос огромный куст японской айвы. Я им восхищалась. Весной он так красиво цвёл, что можно было сидеть и смотреть на него бесконечно – не надоест. Кто его посадил? Зачем? Плоды с него мы никогда не собирали. Домой в вазу тоже не нарвёшь – колючий. Может, он и нужен был только для того, чтобы я его любила? После зимы всегда было тревожно за айву, что не пережила, вымёрзла. Бывало, что часть её отмирала, но оставшиеся ветки всё равно красиво цвели. Радовали! Но когда я училась в средней или старшей школе, была такая холодная зима, что айва вся погибла. Грустно было теперь ходить в дальний угол сада, где остался один крыжовник. Ждать от весны стало нечего».

В книге к настроению «ждать нечего» сразу же присоединяется стихотворение «Некромодерн»:

Нет, не выйдет новый альбом,

Нет, не будет выставки,

Нет, не будет больше книг.


Заметим: отрицание становится завсегдатаем книги, оно часто возвышает голос. Начнём с того, что отрицание поселилось на обложке: «Несезон» – это заявление. Да и под обложкой «не» и «нет» не прячутся от читательского взгляда; они решительно перечёркивают ситуации, которые канули в Лету, не наступили, не сложились: «Теперь точно никогда не вернётся. / Я не добавлю его в друзья; Шапка и плащ не согреют, беги, человек!; возникают стираются лица / без закладки на важном месте / перевёрнутая страница / и незагнутый уголок; Зима наступила с первого декабря / но нет ничего / только мой голос / в морозе / в ветре». 

Ветер на страницах «Несезона» чувствуешь кожей. В книге много воздуха. Можно ощутить его и в том, как свободно чередуются традиционные силлабо-тонические и более вольные метры. Лирическая героиня часто говорит от первого лица. Создаётся впечатление сбивчивой, эмоциональной речи, когда после 

Собираю чужие духи и броши,

Мне их дарят знакомые и прохожие.

Я хорошая, правда, совсем хорошая,

Но ворую песен твоих слова


звучит: 

Лужа необозримая, необходимая,

В неё вступаю, будто бы в иордань.

Это могли быть другие воды.


Это могла быть Нева.

Я – героиня Балабанова.

Мне больно, оставь как есть.


Морская стихия дышит повсюду. Это и узнаваемое Балтийское море: «...давай уедем к западному морю / искать янтарь в закатной полосе», и мифическое море: «Горизонт отодвинут морем. / Через сколько шагов догоним / Рыбу-солнце с её лучами, / Птицу-ветер с её речами?», и парадоксальное метафизическое море: «Волны принуждают камни к терпению. / Соль бережёт ожоги и порезы», и иносказательное море, в которое лирическая героиня бросается со свинцовым спасательным кругом из слов.

В говоре волн – слова свои и чужие. Дабришюте мастерски подхватывает диалоги с классиками-современниками: отсылки к известным стихотворениям А.С. Пушкина, И.А. Бродского, В.В. Маяковского перемежаются с цитатами песен актуальных рок-исполнителей. Переосмыслению подлежат даже скороговорки: «Новая литература чахла, сохла и сдохла». Затем мысль автора обращается к живописным образам:

время улиткой назад

призрак водопада

шумит в коридоре

все приходящие женщины

в образах Модильяни


Наконец, живописная этюдность («небо раскрась голубым, подчеркни зелёным; белым на белом пишу далёкому другу») растворяется в музыкальной. Встреча слова и гармонии особенно выразительна в цикле «9 лекций о классической музыке», вплетённом в «несезонную» канву. Музыкальные термины становятся в нём языком ландшафта: «здесь барокко хочет продлиться / клавесинный ёлочный воздух / будет сниться пока будет длиться / септаккорд под твёрдой рукой». Имена известных композиторов, культурные события из мира музыки превращаются в зеркало настроения лирической героини: «Скоро будет премьера оперы, в январе. / Улыбаясь, читаю афиши на остановках. / В минус 30 только музыка может согреть. / Вся гармония зашифрована в оркестровках». Обозначения темпа определяют перемещения фигур в пространстве: 

спешат часы на Думской красной башне

об этом не узнает наш прохожий

переходя с адажио на бег

/prestissimo: очень быстро, предельно/.


За ускорением темпа снова последует отрицание: «Слова ни сейчас, ни потом не помогут». И афишная тумба, которая обещала судьбоносную встречу, обернётся обманщицей. Заключительное стихотворение продолжает эту линию: «не увидеть не услышать / не обнять тебя при встрече / ты верлибр картина песня / где есть речка и песок». «Лишь бумага стерпит всё», – заключает автор, и здесь, как мне кажется, стоит поучиться у Дабришюте – поставить фермату, как в девятом стихотворении музыкального цикла, и остановить «несезонное» мгновение. Оно прекрасно.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Я не за войну, я за Россию...

    20.06.2025
  • Эпатажный хозяин Мар-а-Лаго

    20.06.2025
  • ЛГ- рейтинг

    20.06.2025
  • Сокровищница нашей памяти

    19.06.2025
  • Совершенству нет предела

    19.06.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS