В Большом зале ЦДРИ прошёл вечер, посвящённый 20-летию Московского (независимого) театра «Мир искусства».
Юбилеями Дом всех муз не удивишь. Но об этом событии нельзя говорить как о юбилее. Вся история театра, рождённого в годы развала великой страны, – пример честности и мужественного противостояния антикультуре. Он был создан как родник русского «искусства жизненной правды» писателем, режиссёром и актёром Александром Кравцовым и двумя его талантливыми учениками, заслуженным артистом России и Абхазии Сергеем Кокориным и молодым Сергеем Блохиным без своего помещения, без спонсорской и государственной поддержки.
Ретро театра глядит на нас с экрана. Вот первый спектакль 27 января 1992 года – легендарный «Кюхля» по роману Юрия Тынянова со многими персонажами в воплощении одного актёра – Сергея Кокорина. Зал обжигает темперамент юного Пушкина, читающего Державину свои ранние стихи. Следом – сцена из драмы А. Кравцова «Последняя осень». Кокорин здесь – незабываемый Сергей Есенин. Затем – итальянская комедия, где оба актёра, он и Блохин, заразительно смешат. Наконец, сцена из «Материнского сердца» по рассказам В. Шукшина, где к ним в ролях милиционеров присоединяется яркая актриса Надежда Юрьевна Каратаева-Папанова, вдова великого артиста театра и кино.
Дальше персонажи спектаклей сходят на подмостки сцены. Две Екатерины, императрица и княгиня Дашкова, первый президент Российских академий наук и словесности, тревожно говорят не только о семейных бедах, но и об очень современных нам проблемах Отечества. Обе актрисы, Светлана Авилова и Вера Фалютинская, будут в этот вечер удостоены почётных грамот Министерства культуры РФ за большой вклад в культуру страны.
Заполненный зрителями зал горячо аплодировал заслуженному артисту России Сергею Блохину в роли поэта-декабриста Александра Одоевского и за исполнение весёлого рассказа А.П. Чехова. А спектаклю по Шукшину уже 18 лет, и он молод, как на премьере, хотя за последние 14 лет первую исполнительницу сменила народная артистка России Анна Антоненко-Луконина. Трудно узнать в этой крестьянке знаменитую Машу Прозорову из спектакля «Три сестры» в постановке великого А. Эфроса. Достойным её таланта партнёром стал известный киноактёр Александр Волков в роли сына.
Театр мужественно верен себе. Его душа – русская культура: Чехов, Куприн, Шукшин, исторические драмы А. Кравцова.
Отрадно, что аудиторию театра составляет в основном молодёжь, которая тянется к подлинному искусству.
Основатель и художественный руководитель «Мира искусства» вышел на сцену только к концу вечера. Где был он всё это время? На командном пункте среди осветителей, звукорежиссёра и видеооператора. В свои 80 лет заслуженный деятель искусств России, академик, лауреат литературных и театральных премий Александр Михайлович Кравцов предпочитает не представительствовать, а трудиться.
, народный артист России, доктор искусствоведения, профессор