Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки в этом году отмечает юбилей. Одно из самых престижных вокальных состязаний мира проводится с 1960 года. Победителями XXV конкурса стали молодые певцы из России и с Украины – Юлия Яшкулова и Валентин Дытюк.
Своими впечатлениями об итогах с «ЛГ» поделился главный дирижёр Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, заслуженный артист РФ Феликс КОРОБОВ.
– Феликс Павлович, вы часто судите конкурсы?
– Достаточно часто. Например, на конкурсе Глинки я уже в четвёртый раз – 10 лет назад меня пригласила в жюри сама Ирина Константиновна Архипова, – с тех пор мы и «дружим». Есть такие конкурсы, где собираются очень близкие по духу люди, которым интересно не только посидеть в жюри, найти кого-то для своего театра или услышать новый голос; им интересно общаться: у них совпадают взгляды, имеются важные ценностные понятия. В этом смысле конкурс Глинки именно такой! Здесь встречаются люди «одной крови». Работа всегда захватывающая, напряжённая. Так, например, по количеству участников в этом году – около 270 человек на первом туре! Даже чисто физически сложно всех отслушать, понять, прислушаться к певцу.
– Можно ли по результатам этого конкурса судить о состоянии оперных дел в России и мире на сегодняшний момент?
– За много лет участия в разных конкурсных жюри могу сказать, что никакой конкурс не даёт такого представления. Да, это определённый срез того, что мы имеем на сегодняшний день в молодёжной артистической среде. Но есть масса субъективных факторов: кто-то не прошёл по возрасту или не смог доехать, у кого-то возникли контракты… Думаю, что в первую очередь конкурс – это колоссальная возможность для молодых артистов заявить о себе тем людям, от которых в дальнейшем зависит их судьба: это директора и главные дирижёры театров, импресарио, да и просто публика, которая начинает любить кого-то из конкурсантов, и эта любовь может продолжаться потом всю жизнь. При этом совершенно неважно, прошёл ты на третий тур или нет. Бывают случаи, когда люди не проходят не то что в финал, на второй тур… а на следующий день получают приглашения в театры!
– Но конкурс есть конкурс, в нём должны быть победители…
– За результаты этого конкурса не стыдно! Очень серьёзные музыканты прошли в финал. Сложно было выбирать конкурсантов из первого тура на второй и из второго на третий. Случайностей практически не было, все члены жюри были близки в своих решениях.
– Кто из победителей не вызывал никаких сомнений?
– Валентин Дытюк (Украина), лауреат первой премии. Великолепный тенор, у него фантастические данные. Певец обладает не просто уникальным тембром и отличной выучкой, школой, что в наше время встречается достаточно редко.
– Чем ещё порадовал юбилейный конкурс?
– Вообще в этом году очень сильно выступила именно мужская группа. Все поделённые вторые и третьи места – практически стоят рядом, нет разрыва ни по баллам, ни по качеству. Как дирижёра театра, меня порадовал большой приток людей именно театральных.
– Значит, победители уже, как говорится, прошли «огонь и воду» на оперных подмостках?
– Да, это в первую очередь сложившиеся артисты! В наше время значительная часть учебных заведений (исключая, наверное, Московскую консерваторию) выпускает певцов, но не выпускает артистов. Часто в театр приходят люди, окончившие вуз с золотой медалью, но абсолютно беспомощные: не умеют двигаться по сцене, элементарно не умеют ходить, имеют минимальное представление об актёрской профессии, работе. А оперный певец – это синтетическая профессия, и мы в театрах тратим колоссальное количество времени на то, чтобы сделать из певца настоящего артиста… Все финалисты (мужской группы) нынешнего конкурса работают в оперных театрах, они ведущие солисты в своих коллективах; не говоря уже о том, что на этот конкурс приехали все звёзды монгольской оперы. Они просто прибыли на конкурс целым театром и взяли достаточное количество премий.
– Оперный спектакль – сложный и живой организм. Что, на ваш взгляд, в нём всё-таки самое главное?
– Оперный театр – это всё вместе: пение, музыка, оркестр, дирижёр, режиссёр, художник… Только в том случае, когда все составляющие великолепны, получается спектакль. Это даже не я придумал – это знаменитое письмо Малера…
– Театр Станиславского начинался с великой оперы «Евгений Онегин». Как вы собираетесь отмечать 175-летие Чайковского?
– Тот спектакль был интересный и уникальный, но его время прошло. Каждая постановка имеет свою историю и жизнь, свою ценность. Главное, чтобы она не превращалась в музейный экспонат. 10 лет назад новым «Евгением Онегиным» наш театр открывался после глобальной реконструкции (в своём роде это было эпохальным событием, практически вторым его рождением)... Этот спектакль идёт в нашем театре по-прежнему.
Что касается меня, то 2015 год будет действительно годом Чайковского. В Петербурге планируется очень интересная серия концертов, где будут звучать сочинения Чайковского и музыка композиторов, с которыми он «рифмуется»: с кем полемизировал, дружил, общался. Мне досталась очень интересная программа – Вторая симфония Чайковского и Малеровские вокальные циклы, которые будет исполнять солистка Большого театра Елена Манистина. В апреле дирижирую концертом из произведений Чайковского в Доме музыки. С камерным оркестром Московской консерватории выступим в Эстонии, в городе Гапсале, где Чайковский писал оперу «Мазепа». Там, в центре города, со времён великого русского композитора сохранилась «ракушка» для парковых концертов, где мы будем играть вечер из его произведений, буквально в ста метрах от той скамеечки, на которой он сидел и смотрел на море…
Беседу вела Анна ВЕРОНИНА