Когда делают фильмы из разряда военно-патриотических, то всегда волнуешься: не получится ли какая-нибудь издевательская вампука или старательное, но бесталанное действо, или просто халтурная спекуляция на теме войны, абы только распилить бюджет. «Несокрушимый» ни то ни другое, ни третье.
Радостно, что экранизирован фантастический ратный подвиг двадцатидвухлетнего лейтенанта Семёна Коновалова. Он со своим экипажем в неравном бою уничтожил шестнадцать танков и десяток автомашин с фашистами, а когда его «КВ» был всё-таки подбит, экипажу удалось «пересесть» на танк противника, выманив и уничтожив его экипаж, и на этом танке вернуться к своим.
Однако это не главное событие фильма, и Коновалов совсем другой – здесь он более чем на 20 лет старше, его играет опытный Андрей Чернышов. Но подвиг есть, однако не он главное в фильме. А что? – спросите вы. Главное, – ответили создатели фильма, – любовь. И поэтому, если уж совсем на чистоту, главные в картине вовсе не Коновалов со своим экипажем, а его жена, которую придумала сценаристка Валерия Байкеева, – Пава Чумак. Её играет красавица Ольга Погодина, которая ещё и продюсер фильма, что, конечно, чувствуется. Видно, как её любит камера оператора Елены Ивановой и как много места занимает эта немыслимая в той грязной мужской военной среде, которую правдиво воссоздал режиссёр Максимов, женщина. Как ни мажь красавицу сажей, современную прелестную светскую леди не скрыть. Пробивается. И выбивается.
А роль-то написана действительно сложная и очень интересная. Пава у Погодиной не только красавица, она ещё и гениальный механик. Коновалов до начала фильма приревновал её к кому-то, и они поссорились так, что он не хочет её видеть, когда она прибывает к нему в часть. Однако её удивительное умение возродить танк фактически из металлолома заставляет ревнивого мужа её простить.
Продюсер Погодина поставила в трудное положение актрису Погодину. Как сыграть гениального механика-женщину, да тем более военной техники? Такие Левши были? Были лётные части, сформированные из женщин. Да, были женщины-танкистки, правда, крайне мало, но мастера-механики, ворочающие тяжеленными, надо полагать, деталями танка? Про шпалоукладчиц знаю, а про женщин-механиков танков не слыхал. Какой же богатыршей и умницей должна быть такая женщина, но Пава здесь в первую очередь нежно любящая красавица-жена, на её зовущие взгляды муж не откликается, и она «берёт» его своей гениальной изобретательностью, но как это сыграть? Ей на фоне страшного, переданного более-менее достоверно танкового боя, совершенно не веришь. Потом не веришь и во всё остальное. И в её любовь в том числе. И всё потому, что вместо реальных героев на первый план вышла выдуманная красотка из фэнтези.
А вот если бы просто правдоподобно и честно, без придуманных гламурных ответвлений, на хорошем, современном киноязыке воссоздали реальную историю уникального танкового сражения, то могла бы получиться замечательная лента.
Поля Куликова