Депутат из Ленобласти Владимир Петров направил российскому министру просвещения Ольге Васильевой предложение разработать компьютерные игры для школьников, чтобы те учились посредством игры.
Вот какие доводы он привёл: первое – повальная мода на цифровые технологии («отношения между учеником, образовательным учреждением и родителями проходят процесс максимальной диджитализации»). Второе: «дети, играющие на досуге в исторические игры на компьютере, разбираются в истории мира не хуже «старорежимных» профессоров». Для изучения знаковых исторических событий дети, по мнению Петрова, могли бы играть в экономические стратегии и «трёхмерные шутеры» – в последнем случае, видимо, подразумевается изучение военной истории.
Разумно ли предложение депутата Петрова?
Прежде всего признаем: усваивать полезную естественно-научную информацию в игровой форме действительно можно, и не только маленьким детям. У меня сейчас на столе лежит книга американки Кэрол Доннер «Тайны анатомии» – первый раз публиковалась на русском языке ещё в 1988 году. В ней подростки, найдя на чердаке странную книгу, внезапно попадают внутрь человеческого организма и отправляются в небезопасное путешествие, в котором знакомятся с работой разных органов. История эта не совсем простенькая, «для малышек», потому что Доннер – серьёзный популяризатор медицины, и она же нарисовала к книге великолепные натуралистичные иллюстрации.
Можно что-то подобное сделать в духе видеоигры для изучения человеческой анатомии? Можно!
С историей – сложнее. Депутат из Ленобласти, с энтузиазмом рассуждающий о детях, которые играют в «исторические игры» и «разбираются в истории мира не хуже профессоров» (простим ему эту беззастенчивую гиперболу), не учитывает, что исторические игры бывают очень разные. Несколько лет назад был скандал с канадской игрой по мотивам Второй мировой войны – «Company of Heroes 2». Молодой российский обозреватель Евгений Баженов назвал её «игрой от нацистов»: советские солдаты третируют и уничтожают собственное мирное население, в бой идут под дулами заградотрядов и подло убивают союзников из числа поляков. В конце «положительный» герой игры заявляет, что миллионы людей погибли всего-навсего… ради фотографии флага над Рейхстагом.
Мне скажут: но это ведь неправильная игра! А мы сделаем свою, правильную, патриотическую! И правда: альтернатива такому безобразию – или «нейтральным» играм, где играешь хоть за советских, хоть за нацистов – действительно должна быть. Вот только сделать хорошую патриотическую видеоигру ничуть не легче, чем снять хорошее российское патриотическое кино. Пожалуй, сложнее: опыта меньше. И если отнестись к этой затее формально, то вреда выйдет намного больше, чем пользы.
Но я в принципе сомневаюсь, что даже хорошая историческая игра даст понимание исторических процессов. В лучшем случае – познакомит с антуражем эпохи (что тоже неплохо). А вот заместить играми учебники – то есть связные тексты – это, независимо от того, идёт речь о естественных науках или истории – идея очень плохая. И потому, что даже самое распрекрасное «знание истории на уровне профессора» не стоит потери умения читать и понимать тексты. И потому, что отказавшись делать школьные учебники внятными, интересными (сегодня они часто такими не являются), мы пренебрегаем нашим главным сокровищем: русским языком. Фактически мы признаём в этом случае, что доходчиво объяснить сложные материи на нём не можем, – и на русском языке как на языке науки будет поставлен крест.
Татьяна Шабаева,
публицист