Передвинув Штайнмайера, Меркель расчищает себе путь к четвёртому канцлерскому сроку
Канцлеру Ангеле Меркель не везёт на президентов родной страны. За время её правления их сменилось, причём досрочно, немало. И вот новая рокировка. 12 февраля на этот пост избран её вчерашний подчинённый Франк-Вальтер Штайнмайер.
Манёвр
Меркель долго не могла выбрать кандидата на высший государственный пост. Кого только не предлагали. И министра финансов Вольфганга Шойбле, и премьер-министра Баден-Вюртенберга Винфрида Кречмана и церковного деятеля Вольфганга Хубера, и бывшую уполномоченную по делам «штази» Марианну Биртлер, и президента Конституционного суда Андреаса Фоскуле, и даже немецкого писателя иранского происхождения Навида Кермани.
Однако вскоре на фоне суетливых поисков всем стало ясно: поляна в партии власти – Христианско-демократическом союзе – расчищена настолько, что видно далеко, но никого достойного не видно. Кстати, и недавно покинувший пост Иоахим Гаук тоже не из лагеря ХДС – беспартийный. Впрочем, кадровый голод – болезнь любых долгоиграющих, а значит властолюбивых лидеров. Меркель не исключение.
Когда генсек ХСС Андреас Шойер назвал ей имя Франка-Вальтера Штайнмайера, представив его «хорошим человеком», она не сказала ни слова. Но когда это имя повторил лидер социал-демократов Зигмар Габриэль, ситуация поменялась: и главным для канцлера было, что не она назвала это имя.
Вряд ли упёртая Меркель так бы просто сдалась (предложив не члена своей партии), если бы не политический расчёт: Штайнмайер один из самых популярных политиков страны. А ведь скоро, уже в сентябре, выборы в бундестаг. Ситуация нестабильна: налицо разного рода кризисы. Их сочетание может стать губительным для политической судьбы канцлера. Особенно после победы Трампа, которая стреножила её амбиции. А потому удаление с предвыборного поля столь значимой фигуры, как Штайнмайер, ослабляло её вечных соперников слева и развязывало руки.
Кстати, похожий манёвр она провела некогда с суперпопулярным премьер-министром Нижней Саксонии Кристианом Вульфом – сильным конкурентом во внутрипартийной борьбе за пост канцлера. Его также передвинули в президенты.
Чем больше актёр, тем больше пауза. Меркель её выдержала.
Выдвижение было оформлено в лучших традициях бюрократического этикета. «Я знаю его как надёжного политика, всегда ориентированного на поиск баланса и решений», – сказала канцлер.
Вышли мы все из народа…
Его карьерой мог бы любоваться даже коммунист. Биография Штайнмайера – образец социального лифта. Родился в 1956 году в деревне Бракельзик, недалеко от вестфальского Детмольда в рабочей семье. Отец – столяр. Мать – фабричная работница. Кстати, второй президент ФРГ Генрих Любке – седьмой сын в семье сапожника, а четвёртый президент Вальтер Шеель из семьи ремесленника, изготовлявшего колёса, телеги и кареты.
После гимназии Франк-Вальтер служил два года в бундесвере, где в 1974-м вступил в СДПГ. А потом почти семь лет изучал сначала правоведение, а потом политологию в Гиссенском университете. Переломной стала защита в 1991 году диссертации на тему «Административная борьба с бездомностью». Вскоре он консультант по информационному праву и работе со СМИ в госканцелярии земли Нижняя Саксония, где премьером был Герхард Шрёдер. Через два года – начальник его личного бюро, а ещё через пару лет возглавил всё ведомство в ранге статс-секретаря. Доктор Штайнмайер незаметен, но эффективен, за что получил прозвище Серая эффективность.
Когда в 1998 году Шрёдер выиграл парламентские выборы, Штайнмайер последовал за ним в Берлин и вскоре стал руководителем администрации федерального канцлера. Это значит держать в руках все нити власти.
Шрёдерианец
Штайнмайер не просто эффективный бюрократ. Он идейный сподвижник Герхарда Шрёдера, подготавливавший почти все его значимые шаги.
Главным из них была реформа соцобеспечения. И поистине революционно, что ею занялись именно социал-демократы, ибо она коренным образом изменила рынок труда в Германии, внесла резкие коррективы в пенсионное обеспечение, снизила жизненный уровень малоимущих слоёв населения. В иных условиях их бы назвали «социал-предателями», как в начале тридцатых. Кстати, именно Штайнмайер, осторожный, но настойчивый, вёл переговоры с профсоюзами и основными политическими силами, чтобы получить одобрение реформы в бундестаге.
Плодами её потом воспользовалась Меркель. А негатив достался социал-демократам как авторам проекта: они досрочно потеряли власть.
Штайнмайер – поборник тесных отношений с Россией. В частности, именно он тогда организовывал политическое сопровождение «Северного потока», всячески способствуя благоприятному бизнес-климату между двумя странами. Возглавив в 2005 году в «большой коалиции», уже при канцлере Меркель, дипломатическое ведомство, он высказывался против размещения военных баз США в Восточной Европе без согласования с Москвой.
С оглядкой на восток
В 2009 году Штайнмайер неожиданно оказался на посту лидера партии и был представлен на выборах в бундестаг как кандидат в канцлеры. Имея поначалу преимущество, он не сделал решительных шагов, не пошёл на разрыв коалиции, не сумел предоставить народу свои явные козыри. Оставшись на вторых ролях, выборы он вместе с партией проиграл, показав худший результат с 1949 года. Закалённому аппаратчику не хватило политического темперамента и властной хватки. Того, что в избытке у Меркель.
Его позиция по ряду вопросов не совпадает с позицией канцлера. «Что нам сейчас не нужно делать, так это усугублять положение бряцанием оружием и воинственными выкриками», – говорил недавно Штайнмайер.
ЕС не должен «давать волю эмоциям» и изолировать Россию, «правительство России заслуживает критики за свои действия, однако это не отменяет того факта, что безопасности и стабильности в Европе нельзя достичь без российского участия». При этом, правда, он уточняет, что не питает иллюзий по поводу «внутреннего состояния России и российской политики».
Штайнмайер за поэтапное ослабление санкций. Он также предлагает для «замороженных» конфликтов стратегию малых шагов. «Девиз «всё или ничего» не приблизит нас к нашей цели», – считает он.
А то, что такая позиция пользуется поддержкой, свидетельствуют, например, выдержки из обзора журнала «Шпигель»: «Мы допустили превращение внешней политики ЕС в чистую политику НАТО. При этом когда-то хорошие отношения с Россией и Путиным полностью разрушены. Следствие – гражданская война на Украине и скатывание Украины на уровень государства-неудачника».
Оставшись без политического противовеса, канцлер Меркель вполне способна сделать политику в отношении России ещё более крутой. Особенно на волне «консолидации европейских сил», которая неизбежно начнётся в результате происходящей смены ориентиров новой американской администрации.
Кто ей может противостоять на выборах? Прежде всего бывший председатель Европарламента Манфред Шульц, в пользу которого нынешний глава СДПГ и вице-канцлер Зигмар Габриэль отказался от канцлерских амбиций. Если Шульц придёт, то для СДПГ это будет настоящая катастрофа, ибо никто более не оторван от реальной жизни немцев, чем этот честолюбивый евробюрократ из Брюсселя. Но «железная фрау» не думает сдаваться.