Во все времена в нашей стране оставались два вопроса, требующих разрешения. Квартирный и национальный. Что поделать, страна большая. И если квартирный вопрос усилиями строительных корпораций с горем пополам решается, то национальный актуальности не теряет.
Национальный вопрос, тема межнациональных отношений беспокоит общество не только потому, что в криминальных сводках то и дело сообщают о случаях, когда «семеро на одного» и эти «семеро» – приезжие. Мы помним, что тридцать лет назад межнациональные конфликты стали инструментом развала страны.
После истории в Новых Ватутинках, когда четверо приезжих избили москвича, гуляющего с ребёнком, дискуссия по нацвопросу обострилась. На просторах интернета до сих пор выясняют отношения сторонники двух медийных персон кавказского происхождения – Рамзана Кадырова и Маргариты Симонян. И спор вокруг их словесной дуэли свёлся, по сути, к пресловутому «кавказскому вопросу». В дискуссию включились «лидеры общественного мнения», публика привычно начала делиться на фракции.
Реагируя на события в Ватутинках, власть показала, что она существует и в случае межнациональных конфликтов стоять в стороне не намерена. Будет пресекать подобного рода эксцессы максимально жёстко. Ко всем виновным применят предусмотренные законом меры в самой суровой интерпретации. Москва сказала: не стоит расценивать терпимость как слабость.
Подвёл черту в дискуссии Симонян и Кадырова Владимир Соловьёв: «Необходима нулевая толерантность к такого рода преступлениям». Все должны быть равны перед законом.
Большинство других точек зрения, высказанных в рамках этой битвы медийных персон, как мы видим, достаточно условной, можно объединить под модным ныне термином «хайп». Оппоненты просто воспользовались случаем напомнить о себе и своей жизненной позиции.
Итак. Три медийные фигуры в максимально доступном формате продекларировали точку зрения власти на межнациональные отношения. Кто не принимает эту точку зрения, может получить возможность подумать над своими заблуждениями в местах лишения свободы.
Но кроме этого юридически безупречного вердикта, который совершенно необходимо было обозначить, есть ещё культурный ракурс.
Когда-то давно одна дама, внучка героя Балканского похода Иналука Гайтова, окончившая до революции 1917 года женскую гимназию во Владикавказе, говорила юному мне, что во времена её молодости любого осетинского мужчину независимо от происхождения можно было ввести в светское общество. Не опасаясь за свою репутацию. Думаю, что этот тезис мог быть экстраполирован на всех мужчин Северного Кавказа тех далёких времён.
Северный Кавказ очень традиционен. Иногда архаичен. Возможно, его высшая историческая миссия состоит в сохранении традиционных ценностей, приверженность которым декларирует современная Россия.
Для меня образцом таких ценностей стала сцена, разыгранная ребятами из грозненской команды КВН. Когда в супермаркете мама говорит сыну: если потеряешься, встань и стой рядом с чеченцами, рядом с ними тебя никто не тронет.
Во времена моей молодости у кавказцев была репутация людей весёлых, вежливых, щедрых и бесстрашных. Нам с охотой улыбались девушки. Согласитесь, это ведь так здорово – жить в мире, где тебе улыбаются девушки.