Благотворительному фонду «Детский КиноМай» исполняется 15 лет. О кинематографе для детей «ЛГ» поговорила с президентом фонда Лидией Евтушенковой.
– Лидия Петровна, созданный вами фонд делал свои первые шаги, когда ситуацию в отечественном кино для детей можно было смело назвать катастрофической. Это не охладило решимость вашей команды?
– Только подстегнуло. Так сложилось, что я несколько раз принимала участие в жюри различных кинофестивалей, и то, что мы видели, производило в большинстве случаев удручающее впечатление. Детские фильмы практически не снимались, так что и выбирать-то по большому счёту было не из чего. И когда мы создали свой фонд, то подумали: раз пока нет новых фильмов, познакомим детей со старой доброй советской классикой, начиная с чудесных сказок Александра Роу и заканчивая картинами о проблемах взросления, которые снимали такие мастера, как Станислав Ростоцкий, Ролан Быков, Владимир Меньшов, Динара Асанова.
– На «Доживём до понедельника», «Чучеле», «Розыгрыше» вырастали целые поколения. Вы решили не ждать, пока эстафету от мастеров примут новые режиссёры?
– В середине нулевых казалось, что этого могло и вовсе не произойти. Потребительские идеалы декларировались тогда, как говорится, «из каждого утюга». Снимать кино для детей было невыгодно. Но сидеть сложа руки мы не могли. Были люди, считавшие, что надолго нас не хватит, но тех, кто стал нашими единомышленниками, было гораздо больше. Мы очень благодарны нашим соратникам и социальным партнёрам, поддерживающим нас все эти годы. С самого начала мы не ограничились традиционной благотворительной деятельностью, а придумали несколько форматов знакомства детей с кинематографом, в том числе и кинофестиваль «Детский КиноМай», чтобы показывать ребятам хорошее, доброе, честное кино, о котором они и не знали. Детство быстротечно, и, если какие-то важные человеческие принципы ребёнку в это время никто не помог освоить, он и во взрослой жизни будет прекрасно обходиться без них. Каждый из нас легко вспомнит фильмы, с которыми он рос, персонажей, на которых хотел быть похожим. Кино не зря называли важнейшим из искусств. Даже сегодня при мощной конкуренции, которую ему составляет интернет, кинематограф остаётся серьёзным средством формирования личности.
– У фестиваля нет взрослого жюри. Почему?
– У взрослых есть свои фестивали. Насколько я знаю, мы первыми решили предоставить детям возможность самим оценивать фильмы, им же и адресованные. Но один-два взрослых помогают членам детского жюри сориентироваться. В каждом городе, куда мы приезжаем, есть ребята, которым интересно не просто смотреть кино, но и обсуждать его, отстаивая своё мнение. Вот таких человек девять-десять мы и приглашаем в жюри. Они всегда очень серьёзно относятся к делу: ставят баллы по определённым критериям, пишут рецензии на каждый фильм. Да, они не владеют киноведческими терминами, но зачастую обращают внимание на то, что прошло мимо взрослых зрителей. И всегда могут объяснить, почему тот или иной фильм запал им в душу. На основе этих баллов и рецензий проходит голосование. И потом самые содержательные рецензии передаём создателям картин, которым это интересно.
– Споры в жюри бывают?
– А как же без них? Пару лет назад ребята очень горячо спорили о том, кому присудить Гран-при – фильму «Нормальный только я» Антона Богданова или «Колоколу надежды» Александра Кулямина. В конце концов решили, что историй про детские дома снято уже немало, а вот фильма, где так искренне и с юмором рассказано о детях с ограниченными возможностями, они ещё не видели. В итоге приз получил режиссёр Антон Богданов.
– Зрители могут высказать своё мнение?
– Конечно. У нас есть приз зрительских симпатий. После просмотра зрители оставляют в специальных ящиках билетики, по числу которых и определяется победитель. А подробные впечатления можно прислать на электронную почту. Пишут не только дети, но и родители, ведь на фестивале с самого начала существует традиция семейных просмотров.
– Ситуация в детском кино постепенно меняется. Как вы её оцениваете?
– Подвижки есть. В первую очередь в анимационном кино, что понятно – это проще и сюжетно, и технологически. В игровом всё сложнее. Нередко режиссёры, удачно стартуя с фильмами для детей, уходят во взрослое кино, которое считается более перспективным. К примеру, талантливый режиссёр Александр Карпиловский после трилогии «Частное пионерское» больше в этом жанре ничего не снял. Но главное – не каждый режиссёр готов и способен на откровенный разговор о важных вещах. Фильмы-раздумья, такие как «Ничей» продюсера Александра Тютрюмова и режиссёра Евгения Татарова, «Сестрёнка» Александра Галибина, «Мы с дедушкой» Александра Кулямина, пока ещё редкость. Из совсем недавнего не могу не назвать дебютную ленту Станислава Светлова «Ада», в которой главную роль прекрасно сыграла Маша Кожуханцева. И можно только пожалеть, что у ленты не будет такой прокатной судьбы, как, например, у картины Антона Богданова «Иван Семёнов: Школьный переполох», у которой была хорошая реклама. Разумеется, фильмы нужны разные, в том числе и чисто развлекательные, но кино всё-таки должно ещё и воспитывать.
– В советское время никто не ограждал детей от фильмов о войне. Более того, старшие старались объяснить непонятное ребятам. Сегодня такое возможно?
– Фильмы про войну даются сегодняшним детям трудно. Несмотря на то что есть очень хорошие проникновенные ленты, такие как «Солдатик» Виктории Фанасютиной или «Буду помнить» Виталия Воробьёва. После картины «Война Анны» Алексея Федорченко на обсуждении девочка лет пятнадцати спросила, зачем мы такие жестокие фильмы показываем. Лучше бы такие, как «Т-34». Зато нашлись ребята – им лет по десять-одиннадцать, пришли с бабушкой, – которым картина понравилась. Видимо, у них в семье жива традиция – детей от правды жизни не ограждать, а помогать разобраться, что к чему. На одном из фестивалей в Санкт-Петербурге мы в конкурсной программе показывали фильм «Золотая рыбка» Александра Галибина и поняли, что ребята 12–14 лет не знают, что такое эвакуация, хуже того – путают её с эмиграцией. Мне пришлось даже членам жюри объяснять, в чём разница и что происходило в Ленинграде с началом блокады. Мне кажется, пора перестать считать историю просто школьным предметом и вспомнить, что школа должна не только давать знания, но и воспитывать. Однако главная ответственность, безусловно, лежит на семье. Семейное воспитание ничем не заменишь.
– В обществе кипит дискуссия о повышении рождаемости, но спорят в основном о материальной стороне: как обувать – одевать – кормить, на каких квадратных метрах растить.
– Закрыть базовые потребности ребёнка сегодня может большинство семей. А о духовных говорят на уровне развивающих кружков и секций. Несмышлёнышу родители суют в ручки гаджет с мультиками и считают это в порядке вещей, вместо того чтобы самим с ним играть, разговаривать, читать книжки. Те же мультики, не говоря уже о фильмах, хорошо бы смотреть вместе, впечатлениями делиться. Родительский авторитет нужно заработать, затратив немало времени и душевных усилий. Сострадание, понимание, сочувствие – качества, без которых человеку невозможно оставаться человеком. И их нужно терпеливо взращивать в ребёнке. И наше новое кино должно в этом помогать родителям, искать свой путь к сердцам маленьких зрителей.
– Разговаривать с ними языком кино сегодня сложнее, чем пятнадцать – двадцать лет назад?
– Намного, потому что они до самого недавнего времени росли преимущественно на иностранных фильмах, в основном на боевиках, комедиях и фэнтези. А отечественные им, за редким исключением, практически неизвестны. Навскидку из советских они могут назвать сказки Роу, а из современных – «Легенду № 17». Советское кино они не понимают в силу различия реалий жизни, а объяснить некому. Российское кино смотрят очень редко и тоже потому, что оно непонятно: мир взрослых устроен иначе, и опять некому с ними поговорить об этом. Ситуацию надо менять. Мы помимо фестиваля в течение года проводим несколько кинофорумов для детей в разных городах страны. Просмотры новых фильмов, обсуждения, мастер-классы известных актёров, режиссёров, даже продюсеров и сценаристов.
– Фестивалю интересно осваивать новые форматы?
– Конечно, ведь в жизни ребёнка должно существовать не только кино. Уже несколько лет мы проводим творческие конкурсы: рисунков, фото и видео, но чаще всего ребята пишут рассказы на тему года – о театре, спорте, экологии, а сейчас – о семье. Периодически организуем конкурсы чтецов. На ближайшем, в ноябре, будут звучать стихи советских и современных российских поэтов. В каждом маленьком человеке заключены созидательные таланты. Задача взрослых не только раскрыть их, но и помочь ребёнку почувствовать, что он что-то значит в этом мире.
– Каким вы видите будущее проектов фонда «Детский КиноМай»?
– Хочется, чтобы хорошего – умного и доброго – кино для детей становилось больше. А мы будем его показывать детям. У нас есть своя культурно-познавательная ниша. Мы будем и дальше развивать наши благотворительные проекты, вносить в них что-то новое и продолжать в меру своих сил поддерживать российское кино для детей и юношества.