Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 августа 2023 г.
Литература Библиосфера

Унесённые перестроечным ветром

16 августа 2023

Анатолий Салуцкий. Однажды в России. Унесённые шквалом 90-х. – М.: Эксмо, 2022. – 464 с.

Фильм Серджио Леоне «Однажды в Америке» вышел на экраны за год до советской перестройки. В тот самый оруэлловский год. Тогда же пришёл в мир апокалиптический «Терминатор» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. В Стране Советов, особенно после Чернобыля, всё навязчивее внушали себе, что именно Союз является потенциальной причиной конца всему.

Мир гангстерского Манхэттена через призму зрения Дэвида по прозвищу Лапша был показан советскому зрителю уже в годы перестройки. В кинотеатры на него с огромным азартом шла публика, особенно молодёжь. Она будто впитывала то, с чем уже очень скоро придётся столкнуться самой, идя путём тех самых американских гангстеров времён сухого закона.

В романе Анатолия Салуцкого «Однажды в России» бандитский мир присутствует лишь опосредованно, лишь упоминаниями. В нём главное идеологические гангстерство, повернувшее мозги людей Страны Советов на 180 градусов, приведя их в состояние великой депрессии с культом наживы и заповедью «человек человеку волк».

Разговор идёт со знанием дела от человека, который был лично включён в те процессы. Ещё в 1990 году у Салуцкого выходил сборник статей «Пророки и пороки», посвящённый критике концепций главных перестроечных светил.

Тогда шла массированная психологическая обработка людей, прельщение их ложными надеждами и утопическими мечтами, теми самыми благими намерениями. Что в итоге, как писал Эдуард Лимонов, очень многих людей сделало «тотально чужими российской цивилизации». Да и новое они намеревались строить именно на принципе отчуждения и чуждости ко всему своему. Что в итоге привело к «сумеркам средневековья» на отечественной почве.

Как вся эта «лапша» оседала на ушах людей, какие деформации производила, Анатолий Салуцкий и рассматривает предельно объективно, начиная от лукавых и подменных перестроечных времён и до первого десятилетия нового века, когда также проявляется эхо распадных лет.

Перестройка шла под лозунгом «хватайте». Бери от жизни всё и прибирай к рукам, что плохо лежит. Высшая цель – обретение благ для себя, причём любой ценой. Тот же Лимонов тогда отмечал, что «ближний видится как объект обмана» и повсеместно стало главенствовать «желание разбоя».

Это было время манипуляции массами и помутнения умов. Салуцкий пишет: «...в случайных, легковозбудимых, а подчас экзальтированных людских множествах причудливо перемешались искренние и честные порывы, растерянность далёких от политики обывателей и озлобление, нетерпение тех, кто жаждал скорых перемен, политический карьеризм и тайные умыслы». Подобная хаотическая многоголосица, нивелирующая смыслы, производила легко внушаемую и управляемую толпу.

Она стала действенным оружием, тараном разрушения: «улица превратилась в курок политического ружья». Как только эта «улица» сделала своё дело, она стала опасной, с ней принялись бороться. И уже 23 февраля 1992 года в Москве демократические власти жестоко разогнали митингующих, объявленных красно-коричневой чумой. Давили оппозицию. Ещё через полтора года полилась кровь.

Мечты о грядущей жизни у многих превратились в разбитое корыто: «Недавние сладкие планы растоптаны в пыль, мечты угасли, он раздавлен тисками новых времён, он всем чужой – от ворон отстал да к павам не пристал, – впереди неизвестность, чреватая великими бедами и беспросветной борьбой за кусок хлеба с тонким слоем масла». Так на головы людей обрушилась шоковая терапия девяностых. Для единиц это время стало подобием Клондайка, для большинства – выживания и социального расизма.

Все те самые души прекрасные порывы, которые ещё недавно побуждали к действиям, прельщали и порождали надежды, бесследно растворились, как и сама перестройка, приказавшая долго жить: «Перестройка-то поколебала державу и в чаду прогресса ушла по-аглицки, не прощаясь, бесславно усопла. Слова такого теперь нигде нет, словно её и не было, словно пять лет страну не ломали».

Это был ветер, разрушительный шквал. Огромная страна была сдунута с карты, а люди оказались унесёнными и разбросанными ветром. Они что корабли в бурю. Одни устояли и спаслись. Над другими взяла верх воля процессов и разнесла в щепки.

Погружение в художественный мир романа «Однажды в России» позволяет прекрасно понять механику и действие тех разрушительных процессов, выработать антидот, по крайней мере для себя.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Андрей Рудалёв

Андрей Геннадьевич Рудалёв родился в Северодвин... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS