Зачисление абитуриентов на бюджетные места в вузах, стартовавшее 4 августа, завершилось. Не без скандалов. Но без них, впрочем, не обходилась ни одна приёмная кампания.
В этом году, по данным Минобрнауки, результаты лучше, чем в предыдущие, – выросли конкурсы и проходные баллы, однако это, как оказалось, вовсе не означает, что в аудитории придут самые подготовленные и мотивированные. Головной болью для ряда топовых вузов обернулись, как ни странно, победители всевозможных олимпиад, поднимающие рейтинг учебного заведения и позволяющие ему рассчитывать на какие-то дополнительные гранты. Олимпиадников, имеющих право поступить без вступительных испытаний (БВИ) и подавших заявления на зачисление, оказалось больше выделенных для них мест. На специальность «лечебное дело» Сеченовского университета, например, было подано 230 заявлений, а зачислили только 140 человек. То есть 110 хорошо подготовленных и мотивированных абитуриентов остались за бортом – перенести после отказа документы в другой вуз нельзя, претендовать на БВИ можно только один раз.
Похожая ситуация в МГТУ им. Баумана и МФТИ. В конце концов, после скандала с Сеченовкой все три учебных заведения решили обучать не попавших на бюджетные места олимпиадников за счёт вузов.
Ещё одна категория, вызвавшая споры, – целевики, абитуриенты, набравшие недостаточное для поступления на бюджет количество баллов на ЕГЭ и заключившие договор с работодателем с обязательством последующей отработки в организации, которая обеспечила обучение по квоте. Такая система подготовки кадров была в своё время введена для обеспечения регионов специалистами, однако очень часто эти квоты попросту не выбирались. Да и коррупцию никто не отменял – дети влиятельных чиновников, кое-как учившиеся в школе, посредством целевого набора регулярно оказывались в числе студентов.
Начиная с этого года заявку на обучение можно подавать только через платформу «Работа России», где собраны все предложения от учреждений и компаний, заинтересованных в целевиках. А подав заявку, участвовать в вузовском конкурсе. Это выбило почву у коррупции, но не решило проблему обеспечения регионов необходимыми кадрами. Выпускники школ, намеревающиеся учиться по целевому набору, ожидаемо выбирают сотрудничество не со своим городком или посёлком, а с крупным предприятием, желательно где-нибудь в мегаполисах.
Помимо целевой квоты в институтах и университетах есть и так называемая особая для детей-инвалидов и сирот, и отдельная – для участников боевых действий и их детей. В ряд вузов абитуриенты из ДНР и ЛНР могут поступать без сдачи ЕГЭ, по результатам аттестатов.
С одной стороны, это справедливо. С другой – из-за обилия квот и льгот в некоторые вузы не смогли поступить на бюджет даже те, кто сдал ЕГЭ на 290 баллов. Может быть, пора подумать об увеличении бюджетных мест? К теме справедливости приёмной кампании мы вернёмся, когда будут подведены окончательные итоги.