Вилен Иванов. Наше тридцатилетие (размышления по поводу…): 1993– 2023. – М.: У Никитских ворот, 2023. – 136 с.
Вилен Иванов – фигура известная и в научном мире, и в мире литературы. Его авторитет столь велик, что к нему, безусловно, прислушиваются. И в этой книге его голос звучит уверенно, выводы его убеждают. «Наше тридцатилетие» следует прочесть всем, кто хочет понять нечто важное о России. Проследить актуальные тренды её развития, впитать её душу. Эта книга полифонична. Замечательные хлёсткие искренние стихотворные тексты соседствуют с тонкими комментариями, с аналитическими выкладками и научными изысканиями. «Поводом «окинуть мигом» (В. Маяковский) недавнее прошлое послужил юбилей Конституции Российской Федерации – её тридцатилетие (1993–2023). Это время радикальных трансформаций, судьбоносных событий, трагических испытаний и больших потерь, неоднозначных решений и неясных перспектив». Так начинает Иванов авторское предисловие. И действительно, мы часто ведём отсчёт нового времени от 1991-го, забывая, что по-настоящему оно началось с принятия новой российской Конституции. Уже в предисловии автор делит период на два этапа. Девяностые как время деструкции и последующее возрождение России. Эта парадигма ощущается на протяжении всего корпуса текстов.
Своё отношение к произошедшему в 90-е Иванов выразил с потрясающей лаконичностью, точно и объёмно: «В Россию вновь вернулись господа, / Но примет ли господ Россия?»
Ракурс взгляда на это время у Иванова обширен. Общее направление одно, но много нюансов. Он как поэт и учёный старается не поддаваться эмоциям, а всё анализировать, пропускать через себя, коррелировать со своим опытом и опытом человечества.
Барыг и жуликов мечта,
По сути – явное пиратство:
Одним досталась нищета,
Другим – чрезмерное богатство.
В такой сжатой конструкции есть и экономические, и моральные аспекты. Иванов умело работает со сложными смыслами, находя для них верное выражение, лучшие слова.
Автор хорошо понимает, сколь важна в истории личность. Часто от решений одного человека зависят многие процессы, а весь властный синклит составляет человеческое целое, сумму влияний которого необходимо здраво оценить. Иванов часто даёт зарисовки политиков того времени. Все они по форме приближаются к эпиграммам, но чуть острее в них социальный тон, чем личный. Мне кажется невероятно остроумным и точным стихотворный портрет Немцова:
Б. Немцов
Следя за ним с недавних пор,
Я понял, в чём его основа:
Чем больше смотришь на него в упор,
Тем больше видишь Хлестакова.
Поразительно. как Вилен Иванов делает поэзией то, что, вроде бы, поэзией не является. Его размышления о ключевых институтах сложны и просты одновременно. Он идёт к цели кратчайшим путём, его мысль органична для стихотворных смыслов: «Не получается без спора, / Зачем так учредили? – Не пойму. / Обязан Банк работать на страну, / А он у нас как частная контора, / Не подчиняется, похоже, никому».
Но всякое время – это не только тьма. Всегда есть светлые точки, светлые люди. Так характеризует Вилен Иванов великого русского мыслителя Зиновьева:
Он в восемьдесят лет не устаёт,
Он лет своих не замечает,
Как прежде, книги издаёт,
Студентам лекции читает,
Красивых женщин примечает
И наравне со всеми пьёт,
При этом даже не хмелеет,
И на своём и наших юбилеях.
Он любит жизнь, наш славный юбиляр,
И потому до сей поры не стар!
Сколько здесь дружеского тепла!
Иванов смел в своих оценках, он не боится говорить правду, а для литератора и учёного это важнейшее качество. С его опытом жизни и наблюдениями за разными общественными укладами, для него не было секретом, что часто двигало властными структурами в девяностые: «Президент, Правительство и Дума, / Стоя на позиции одной, / Рьяно защищают толстосумов / Плоскою налоговой шкалой».
Вилен Иванов – человек блестящего классического образования. Видно, что он все свои мысли о времени сопоставляет с историческими аллюзиями и параллелями. Так, начиная раздел «2000–2023», он подводит итог девяностым словами Салтыкова-Щедрина: «Кто поверит, что было время, когда вся эта смесь алчности, лжи, произвола и бессмысленной жестокости, с одной стороны, и придавленности, доведённой до поругания человеческого образа, – с другой, называлась… жизнью?!» Не правда ли, очень точный ход. Русская жизнь имеет свойство создавать неожиданные реминисценции.
После отсылок к истории Вилен Иванов продолжает череду стихотворных портретов. Многие из них сделаны с тёплым юмором, другие – с иронией, весьма чувствительной для персонажа. Иванов относится к элите без благоговения, анализируют её деятельность, даёт беспристрастные оценки. И всё это в безупречной стихотворной форме:
За годы многие реформ
Элиту нашу наблюдая,
Я многого не принимаю,
И хочется порой спросить:
Когда научимся мы жить,
Самим себе не изменяя.
Вилен Иванов не из тех художников, кто чего-то боится. Он глаголом жжёт сердца людей и говорит страшную правду. Некоторые его четверостишия бьют наотмашь, эмоционально переворачивают читателя:
На смерть депутата С. Юшенкова
Всё Федеральное Собрание скорбит:
Вчера на улице Свободы
Избранник нашего народа
Свободно кем-то был убит.
Книга формально выполнена очень строго. Это не просто чередование текстов, это симфония мотивов, здесь есть смысловые арки: каждая имеет развитие и кульминацию. Интересно, как салтыково-щедринская тема проходит в нескольких местах, сопоставляя отношение автора к ранней постсоветской России и классика русской литературы к современным ему реалиям.
Глупов и глуповцы
__________________________________________________________________________________
Разница в том только состоит, что в Риме сияло нечестие, а у нас – благочестие, Рим заражало буйство, а у нас – кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники.
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города
__________________________________________________________________________________
Его о Глупове рассказ
Всегда будил воображенье,
И, перечитывая много раз,
Я ныне понял с сожаленьем,
Что всё написанное – это и про нас.
Вилен Иванов почти из каждого события умудряется сделать повод для стихотворений. Везде он отмечает человеческий фактор, проникает в самую суть явления или события.
__________________________________________________________________________________
2 августа 2007 года на Северном полюсе на глубине свыше 4 км установлен российский флаг.
Из сообщений газет, радио, телевидения
__________________________________________________________________________________
Все знают – было нелегко,
Живые люди – не машины,
Но, опустившись на глубины,
Мы вновь поднялись высоко,
И тем, кто нас не слишком любит,
Уверенно могу сказать:
«Великою Россия будет,
Себя заставя уважать,
Не обязательно бояться,
Но обязательно считаться
И интересы признавать».
В этих строчках не только понимание всей сути внешней политики России, но и фактически оптимально кратко и доступно выраженная государственная идея.
Ракурс Вилена Иванова всё время меняется. Он способен с портретных зарисовок переключиться на государственные обобщения, как в выше приведённом стихотворении, а иногда мелькнёт в его мыслях социальная парадигма или же оценка явления и его значимости, исходя из личного взгляда, взгляда умудрённого и точного: «Эстрада нынче – перезвон / Практически одних и тех же, / Давно изрядно надоевших / И всем наскучивших имён».
Интересно и поразительно, как Вилен Иванов угадал многие вещи. Этот текст написан в 2013 году, а сколько в нём пророческого. Ведь именно эстрадные деятели предали Родину в самый её сложный час. Прислушиваться к голосу поэта надо ещё и в силу этого. Проследишь за его логикой – глядишь, меньше допустишь роковых ошибок. А будешь игнорировать, увлечёшься сиюминутностью – потом не будешь знать, куда деться от этих пугачёвых, ротару и вайкуле, которых собственными руками и взрастил.
Всем рекомендую внимательно изучить большой раздел книги, который называется «Слово экспертам». Здесь автор подводит итоги многих аналитических выкладок, выбирает из мнений авторитетных людей самое важное, и создаётся уникальная картина, где сумма оценок приводит нас к тем или иным выводам о прошлом или будущем нашей страны. Трогательно, что Иванов отдаёт дань своим коллегам, вспоминает их, подчёркивает их выдающийся вклад в науку. Так, в конце книги есть разделы, посвящённые учёным Александру Капто и Владимиру Чупрову.
Если говорить о стилистической манере Вилена Иванова, то она очень органична. В стихах он лаконичен, ставка на точность бесспорно срабатывает. Форму он также чувствует идеально, знает, где закончить стихотворение, как подвести к кульминации, как заставить читателя размышлять над смыслами прямыми и косвенными. В публицистке Иванов, с одной стороны, академичен, с другой – не увлекается излишним наукообразием, делая предельно ясной каждую свою выкладку. Иванов – настоящий патриот. Каждое его слово за Родину, за светлое будущее нашей страны, и если он указывает на недостатки явлений и людей, то лишь для того, чтобы в будущем они не мешали стране развиваться гармонично, мирно и счастливо.