Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 ноября 2023 г.
Литература Библиосфера

Устремлённый в будущее

11 ноября 2023

Вилен Иванов. Наше тридцатилетие (размышления по поводу…): 1993– 2023. – М.: У Никитских ворот, 2023. – 136 с.

Вилен Иванов – фигура известная и в научном мире, и в мире литературы. Его авторитет столь велик, что к нему, безусловно, прислушиваются. И в этой книге его голос звучит уверенно, выводы его убеждают. «Наше тридцатилетие» следует прочесть всем, кто хочет понять нечто важное о России. Проследить актуальные тренды её развития, впитать её душу. Эта книга полифонична. Замечательные хлёсткие искренние стихотворные тексты соседствуют с тонкими комментариями, с аналитическими выкладками и научными изысканиями. «Поводом «окинуть мигом» (В. Маяковский) недавнее прошлое послужил юбилей Конституции Российской Федерации – её тридцатилетие (1993–2023). Это время радикальных трансформаций, судьбоносных событий, трагических испытаний и больших потерь, неоднозначных решений и неясных перспектив». Так начинает Иванов авторское предисловие. И действительно, мы часто ведём отсчёт нового времени от 1991-го, забывая, что по-настоящему оно началось с принятия новой российской Конституции. Уже в предисловии автор делит период на два этапа. Девяностые как время деструкции и последующее возрождение России. Эта парадигма ощущается на протяжении всего корпуса текстов.

Своё отношение к произошедшему в 90-е Иванов выразил с потрясающей лаконичностью, точно и объёмно: «В Россию вновь вернулись господа, / Но примет ли господ Россия?»

Ракурс взгляда на это время у Иванова обширен. Общее направление одно, но много нюансов. Он как поэт и учёный старается не поддаваться эмоциям, а всё анализировать, пропускать через себя, коррелировать со своим опытом и опытом человечества.

Барыг и жуликов мечта,

По сути – явное пиратство:

Одним досталась нищета,

Другим – чрезмерное богатство.


В такой сжатой конструкции есть и экономические, и моральные аспекты. Иванов умело работает со сложными смыслами, находя для них верное выражение, лучшие слова.

Автор хорошо понимает, сколь важна в истории личность. Часто от решений одного человека зависят многие процессы, а весь властный синклит составляет человеческое целое, сумму влияний которого необходимо здраво оценить. Иванов часто даёт зарисовки политиков того времени. Все они по форме приближаются к эпиграммам, но чуть острее в них социальный тон, чем личный. Мне кажется невероятно остроумным и точным стихотворный портрет Немцова:

Б. Немцов

Следя за ним с недавних пор,

Я понял, в чём его основа:

Чем больше смотришь на него в упор,

Тем больше видишь Хлестакова.


Поразительно. как Вилен Иванов делает поэзией то, что, вроде бы, поэзией не является. Его размышления о ключевых институтах сложны и просты одновременно. Он идёт к цели кратчайшим путём, его мысль органична для стихотворных смыслов: «Не получается без спора, / Зачем так учредили? – Не пойму. / Обязан Банк работать на страну, / А он у нас как частная контора, / Не подчиняется, похоже, никому».

Но всякое время – это не только тьма. Всегда есть светлые точки, светлые люди. Так характеризует Вилен Иванов великого русского мыслителя Зиновьева:

Он в восемьдесят лет не устаёт,

Он лет своих не замечает,

Как прежде, книги издаёт,

Студентам лекции читает,

Красивых женщин примечает

И наравне со всеми пьёт,

При этом даже не хмелеет,

И на своём и наших юбилеях.

Он любит жизнь, наш славный юбиляр,

И потому до сей поры не стар!


Сколько здесь дружеского тепла!

Иванов смел в своих оценках, он не боится говорить правду, а для литератора и учёного это важнейшее качество. С его опытом жизни и наблюдениями за разными общественными укладами, для него не было секретом, что часто двигало властными структурами в девяностые: «Президент, Правительство и Дума, / Стоя на позиции одной, / Рьяно защищают толстосумов / Плоскою налоговой шкалой».

Вилен Иванов – человек блестящего классического образования. Видно, что он все свои мысли о времени сопоставляет с историческими аллюзиями и параллелями. Так, начиная раздел «2000–2023», он подводит итог девяностым словами Салтыкова-Щедрина: «Кто поверит, что было время, когда вся эта смесь алчности, лжи, произвола и бессмысленной жестокости, с одной стороны, и придавленности, доведённой до поругания человеческого образа, – с другой, называлась… жизнью?!» Не правда ли, очень точный ход. Русская жизнь имеет свойство создавать неожиданные реминисценции.

После отсылок к истории Вилен Иванов продолжает череду стихотворных портретов. Многие из них сделаны с тёплым юмором, другие – с иронией, весьма чувствительной для персонажа. Иванов относится к элите без благоговения, анализируют её деятельность, даёт беспристрастные оценки. И всё это в безупречной стихотворной форме:

За годы многие реформ

Элиту нашу наблюдая,

 Я многого не принимаю,

И хочется порой спросить:

Когда научимся мы жить,

Самим себе не изменяя.


Вилен Иванов не из тех художников, кто чего-то боится. Он глаголом жжёт сердца людей и говорит страшную правду. Некоторые его четверостишия бьют наотмашь, эмоционально переворачивают читателя:

На смерть депутата С. Юшенкова

Всё Федеральное Собрание скорбит:

Вчера на улице Свободы

Избранник нашего народа

Свободно кем-то был убит.


Книга формально выполнена очень строго. Это не просто чередование текстов, это симфония мотивов, здесь есть смысловые арки: каждая имеет развитие и кульминацию. Интересно, как салтыково-щедринская тема проходит в нескольких местах, сопоставляя отношение автора к ранней постсоветской России и классика русской литературы к современным ему реалиям.

Глупов и глуповцы

__________________________________________________________________________________

Разница в том только состоит, что в Риме сияло нечестие, а у нас – благочестие, Рим заражало буйство, а у нас – кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники.

М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города

__________________________________________________________________________________

Его о Глупове рассказ

Всегда будил воображенье,

И, перечитывая много раз,

Я ныне понял с сожаленьем,

Что всё написанное – это и про нас.


Вилен Иванов почти из каждого события умудряется сделать повод для стихотворений. Везде он отмечает человеческий фактор, проникает в самую суть явления или события.

__________________________________________________________________________________

2 августа 2007 года на Северном полюсе на глубине свыше 4 км установлен российский флаг.

Из сообщений газет, радио, телевидения

__________________________________________________________________________________

Все знают – было нелегко,

Живые люди – не машины,

Но, опустившись на глубины,

Мы вновь поднялись высоко,

И тем, кто нас не слишком любит,

Уверенно могу сказать:

«Великою Россия будет,

Себя заставя уважать,

Не обязательно бояться,

Но обязательно считаться

И интересы признавать».


В этих строчках не только понимание всей сути внешней политики России, но и фактически оптимально кратко и доступно выраженная государственная идея.

Ракурс Вилена Иванова всё время меняется. Он способен с портретных зарисовок переключиться на государственные обобщения, как в выше приведённом стихотворении, а иногда мелькнёт в его мыслях социальная парадигма или же оценка явления и его значимости, исходя из личного взгляда, взгляда умудрённого и точного: «Эстрада нынче – перезвон / Практически одних и тех же, / Давно изрядно надоевших / И всем наскучивших имён».

Интересно и поразительно, как Вилен Иванов угадал многие вещи. Этот текст написан в 2013 году, а сколько в нём пророческого. Ведь именно эстрадные деятели предали Родину в самый её сложный час. Прислушиваться к голосу поэта надо ещё и в силу этого. Проследишь за его логикой – глядишь, меньше допустишь роковых ошибок. А будешь игнорировать, увлечёшься сиюминутностью – потом не будешь знать, куда деться от этих пугачёвых, ротару и вайкуле, которых собственными руками и взрастил.

Всем рекомендую внимательно изучить большой раздел книги, который называется «Слово экспертам». Здесь автор подводит итоги многих аналитических выкладок, выбирает из мнений авторитетных людей самое важное, и создаётся уникальная картина, где сумма оценок приводит нас к тем или иным выводам о прошлом или будущем нашей страны. Трогательно, что Иванов отдаёт дань своим коллегам, вспоминает их, подчёркивает их выдающийся вклад в науку. Так, в конце книги есть разделы, посвящённые учёным Александру Капто и Владимиру Чупрову.

Если говорить о стилистической манере Вилена Иванова, то она очень органична. В стихах он лаконичен, ставка на точность бесспорно срабатывает. Форму он также чувствует идеально, знает, где закончить стихотворение, как подвести к кульминации, как заставить читателя размышлять над смыслами прямыми и косвенными. В публицистке Иванов, с одной стороны, академичен, с другой – не увлекается излишним наукообразием, делая предельно ясной каждую свою выкладку. Иванов – настоящий патриот. Каждое его слово за Родину, за светлое будущее нашей страны, и если он указывает на недостатки явлений и людей, то лишь для того, чтобы в будущем они не мешали стране развиваться гармонично, мирно и счастливо.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS