Сейчас, когда на Украине разыгрывается народная трагедия, когда любой из нас, пользующийся сотовым телефоном и компьютером, находится под бдительным оком иностранных спецслужб, когда информационная война против России достигла наивысшего накала, нам жизненно необходимо знать причины и следствия этой агрессии и способы защиты от неё. Как нам не стать заложниками «участников международного общения»?
Сегодня на вопросы «ЛГ» отвечает известный блогер, автор книг «Разруха в головах. Информационная война против России» и (в соавторстве с Н. Стариковым) «Россия. Крым. История» Дмитрий БЕЛЯЕВ.
– Вы человек молодой, родились в самом начале перестройки и потому не могли избежать её «обаяния»…
– Как многие люди моего поколения, я был увлечён «западным образом жизни», который пропагандировался телевидением, СМИ, а позже – интернетом. Не стоит забывать также и о том, что моё поколение училось по «соросовским» учебникам, основным пафосом которых было – я, конечно, несколько утрирую – «Все беды России оттого, что она не Америка».
С 2009 года я стал вести блог в интернете. Он был посвящён общественно-историческим темам. За несколько лет пребывания в интернете я понял, что против нашей страны ведётся полномасштабная информационная война самыми разнообразными средствами. Я столкнулся с множеством неизвестных фактов, постарался их осмыслить, систематизировать и изложить доступным языком. Получилась книга.
– Ваш блог в интернете в месяц посещают до 300 000 человек... Вполне могу допустить, что молодые люди склонны доверять своим сверстникам, а не учёным «с нахмуренными лбами». Насколько сильны, на ваш взгляд, русофобские настроения в мире и как формируется негативный образ России?
– Сегодня фальсификации истории в отношении России (в любых её государственных состояниях) дошли до предела. В основном работа ведётся по двум фронтам – государствами ЕС–НАТО и финансируемыми из-за рубежа некоммерческими фондами. В качестве примера приведу перечень книг, заполнивших книжные полки финских магазинов во время проведения в прошлом году в Хельсинки международной конференции «Россия и страны Северной Европы»: «Падение царизма», «Сталинский террор в Восточной Европе», «Проклятие Сталина», «Величайшая ложь истории» (на обложке Сталин), «Невероятный подъём Владимира Путина»... Последнюю книгу написала, кстати, известная журналистка и активистка ЛГБТ Мария Гессен, недавно сделавшая заявление о том, что институт семьи должен вообще перестать существовать. Причём книга Гессен была представлена в магазинах не единичными экземплярами, а целыми книжными полками.
Во всех книгах европейских авторов, изданных на английском языке на гранты американских компаний, Россия представлена страшной и ужасной. И не мудрено, что выступающие на конференции эксперты доложили, что процент русофобов в Финляндии приближается к 70... Это в Европе.
Одна из постоянных читательниц моего блога живёт в Австралии. Так вот – в Сиднее на книжных полках стоят точно такие же книги. Плюс к тому – «Шпионы, обман и Предательство». Это о том, как «кагэбэшник Влад» (по сенатору Маккейну) обманул «младореформаторов» и стал заниматься восстановлением суверенитета России... О, ужас! Есть там ещё много изданий из серии «Как мы установили в России свой режим, а Сталин взял да перебил наших троцкистов и решил, что может сам править русским народом»...
Чтобы противостоять всему этому злобному вранью, нужны, если угодно, агрессивная популяризация и активное продвижение непредвзятых книг о нашей истории «на экспорт».
– Мы тут Сороса вспомнили. Он в определённое время «кончился»…
– Он-то, возможно, «кончился», но ему на смену пришли информационные технологии, и интернет наводнили материалы, настраивающие наших граждан против нашего же государства. Делалось это очень просто – при помощи информационных «вбросов», «сенсационных новостей» и «скандальных историй».
В 2008 году Государственный департамент США заявил, что в его недрах создано целое отделение, занимающееся распространением американского взгляда на жизнь в русскоязычном сегменте интернета. Это делалось так: «нужные» люди в «нужное» время «вбрасывали» не соответствующую действительности информацию. К примеру: «Вот-вот школьное образование в России станет платным». Эту «утку» «вбрасывали» уже не один раз. Школьное образование платным не стало, но дивиденды от обсасывания этой «утки», безусловно, получили «оппозиционеры», сотрудничающие с Госдепом США и «катающиеся» в Америку за грантами.
– Такие «вбросы» нацелены на конкретного адресата?
– Когда-то Достоевский сказал: «…А между тем дрянные людишки получили вдруг перевес и стали громко критиковать всё священное, тогда как прежде рта не открывали, а первейшие люди, до тех пор благополучно державшие верх, стали вдруг их слушать, а сами молчать; а иные так позорнейшим образом подхихикивать...» Адресатами этих «посланий» можно с уверенностью назвать тех, кто считает наших геополитических конкурентов безусловно высшими существами. Настоящих «агентов влияния» всегда немного. Основную армию антигосударственников составляют по классификации Ленина «полезные идиоты», бессознательно впрягающиеся в общий антироссийский фронт.
На первом уровне схемы расположены «благотворительные» фонды типа фондов Сороса, Форда, Рокфеллеров и других... Они служат источником финансирования организаций нижестоящего уровня. Их же часто напрямую финансирует Конгресс США.
На втором уровне находятся «неправительственные» организации – NDI (Национальный институт демократии), IRI (Международный республиканский институт), Freedom House, Transparency International и другие... По удивительному совпадению топ-менеджеры данных организаций обычно являются отставными сотрудниками спецслужб или военных ведомств США.
На третьем уровне размещаются собственно агенты влияния, которые поддерживают постоянные контакты с представителями «неправительственных» организаций. По сути, эта схема долгие годы помогала американским спецслужбам маскировать свою деятельность на политическом поле России. Например, USAID работал в нашей стране с 1992 по 2012 год. И за это время только один он «инвестировал» в российскую политику порядка 2,7 миллиарда долларов.
В сотрудничестве с подобными фондами замечены многие наши так называемые оппозиционеры. Сегодня стали известны их отчёты перед «грантодателями» за освоенные суммы.
Так что Закон «Об иностранных агентах», согласно которому каждая организация, получающая деньги из-за рубежа, должна была заявить в Министерство юстиции о себе, как об иностранном агенте, совершенно уместен и необходим.
– Вернёмся к организации информационных кампаний…
– У каждой информационной кампании есть заказчик. Давайте вспомним, как после признания результатов президентских выборов сразу же последовала атака на Русскую православную церковь. Почему? Ответ достаточно очевиден любому знающему историю человеку. Дело в том, что именно православие лежит в основе русской цивилизации на протяжении вот уже 1025 лет. И вполне логично, что сегодня подхлёстываемые и финансируемые нашими недругами силы внутри страны в информационном поле и бьют точно по тем же ключевым местам, что и их предшественники.
Когда есть заказ, но ничего из актуальной информации для атаки использовать нельзя, поводом «инфовойн» становятся и залежалые новости.
– Как производится вброс?
– Чаще всего подобные вбросы производятся с аккаунтов-однодневок, то есть со специально созданных/купленных под это дело учётных записей. Понятно, что так анонимные авторы снижают меру ответственности за содеянное. За любым серьёзным материалом стоит тот или иной человек или организация. Когда публикуется громкий «компромат», проверить правдивость которого невозможно, всегда возникает вопрос: кто его опубликовал? Если проверка показывает, что вместо реального человека с собственной историей мы видим ничего не говорящий пустой аккаунт, созданный короткое время назад специально для этих целей, то любые сомнения в подлинности опубликованных материалов отпадают сами собой.
– Так просто?
– Необязательно. Заказчики «компромата» часто применяют довольно хитрый способ – это «отмывка» информации в СМИ. Заказывая очерняющую информационную кампанию, злоумышленники делают это сразу широким фронтом. Ангажированные СМИ ссылаются на анонимных блогеров: мол, «в интернете пишут». А уже после этого одно СМИ начинает ссылаться на другое, и характер репродукции информации напоминает снежную лавину. При таком подходе бывает очень трудно отыскать первоисточник «новости», хотя все вокруг о ней говорят и как бы «знают, что это правда». Ведь не где-то, а в интернете написано!.. Мы уже много раз видели, как первые руководители стран Запада обвиняли нас во всех смертных грехах на основании данных из социальных сетей, и нам приходилось на высоком уровне этот бред опровергать. Не следует при этом забывать о золотом правиле западной журналистики: «Правда – это то, что говорим мы, а не то, что произошло на самом деле».
– Как же с этим бороться?
– Отстаивать свои ценности. Нельзя отрекаться ни от Российской империи, ни от Советского Союза. Нам необходимо просеять песок и камни истории нашей страны сквозь собственные пальцы, отделить факты от вымысла. Если таковой ещё нет, возвести внутри своего сознания систему ценностей и взглядов, основывающихся на всём лучшем, что было в истории нашей страны. Нужно настроить систему внутреннего зрения так, чтобы видеть причины всего того, что происходит вокруг. И тогда информационная безопасность, прежде всего нас самих, будет обеспечена. А вместе с тем – наших родных и близких.
Беседу вёл Владимир КРОТОВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ