Восприятие незрячими красоты. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. – 616 с.: ил.
Мы торопимся. Мы пробежали по улице до метро, глядя под ноги, чтобы не подскользнуться. Не засмотрелись в бирюзово-синее, морозное небо. Не тронули горячей ладонью белый, только вчера выпавший снег. Не заметили синицу на корявых ветвях придорожной липы. Некогда, ещё успеем насмотреться. Потом…
Те люди, для которых Анатолий Майданов написал свою книгу, будь у них такая возможность, не смогли бы так разбрасываться драгоценной возможностью просто видеть. «Восприятие незрячими красоты» – это издание как нельзя более ко времени. И не только потому, что недавно закончился Год равных возможностей и было бы странно ограничивать все начинания этого года временными рамками.
В книге, набранной крупным шрифтом, для того чтобы плохо видящий человек мог сам её прочесть, речь идёт о том, как помочь незрячему воспроизвести в своём сознании то, что ему не суждено видеть, – деревья, цветы, красоту архитектуры, скульптуры и керамики. Автор приводит и некоторые социологические исследования, доказывающие, что в жизни слепых людей способность и возможность получать эстетическое удовольствие от произведений искусства не менее важна, чем в жизни зрячих.
Но более всего в книге, мне кажется, цепляют внимание две житейские истории. Первая – из нашего времени – о том, как сложилась жизнь слепого московского скульптора Сергея Царапкина. Окончив массажное училище и исторический факультет МГПУ, Сергей понял, что «это всё было возможным, но не было его призванием». И только после того, как педагоги Волоколамского центра реабилитации слепых обучили его мастерству резьбы по дереву, понял, что именно это творчество – его судьба. Этот человек, лишённый зрения, не чувствует себя обречённым на какой-то определённый род деятельности и сохраняет за собой право выбора даже в таких непростых обстоятельствах. В отличие от многих, коим, казалось бы, всё дано…
Вторая история – из XIX века – о незрячем краснодеревщике Амвросии Ефимовиче Ковязине, жившем в Вятской губернии и владевшем секретом изготовления необыкновенных табакерок, трубок, мундштуков, пудрениц, игольниц и других мелких изящных вещиц из капа и капокорня – наплывов и наростов на стволах и корнях деревьев.
«Всего больше ковязинские шкатулки поражали зрячих своей отделкой, поэтому в слепоту их мастера покупатели отказывались верить, что Ковязина прямо-таки оскорбляло. Рассказывают, как один москвич специально приезжал в Истобенское, чтобы убедиться в этом. Он всячески испытывал Ковязина, подносил к его глазам зажжённые спички, свечи и только таким путём убедился в его слепоте».
Не так ли сейчас для будущих поколений рождаются легенды о чудо-мастерах, силой духа побеждавших телесный недуг?..
Не думаю, что стиль изложения привлечёт читателя к этой книге, как раз он не всегда выверен. Скорее, угол зрения и информационная насыщенность особенно ценны здесь. И конечно, некая сверхзадача книги. Ведь теперь, когда жизнь часто достигает пика пустой суетности и дни превращаются в мелькающие пейзажи за окном летящего без тормозов поезда, наверное, приходит время напомнить, как непросто некоторым людям даётся то, что мы откладываем на потом.