С другой стороны, в соответствии с заявлением Сергея Собянина трудоустройство мигрантов в настоящее время не проводится. В приоритете – разработка эффективных механизмов привлечения на работу россиян, которая давно ведётся московскими властями. «У нас достаточно безработных внутри России, – подчеркнул Сергей Семёнович. – Надо создавать экономические стимулы, чтобы на работу принимали российских граждан. Не только москвичей – их, к сожалению, не хватит для восполнения дефицита рабочей силы. Но есть кадры во Владимире, Ярославле и других регионах Центрального федерального округа. Надо создавать стимулы, чтобы в первую очередь приезжали работать жители этих регионов. И надо дестимулировать трудовую миграцию».
К примеру, в столичном ГБУ «Автомобильные дороги» нет ни одного мигранта из Средней Азии. Данное бюджетное учреждение обслуживает 60% магистральных дорог в городе. По словам мэра, аналогичные дорожные предприятия были созданы во всех административных округах Москвы. Если эти организации и заключают трудовые договоры с иностранцами, то только с Украины и из Белоруссии. При формировании подобных учреждений по эксплуатации жилищного фонда на базе ДЕЗов также даются установки: мигрантов на работу не принимать.
Очевидно, что процесс снижения числа выходцев из бывших союзных республик в сфере ЖКХ займёт некоторое время, поэтому сегодня в центре внимания московских властей – исключительно легальное трудоустройство иностранцев. Теперь каждый иностранный работник встаёт на учёт в миграционной службе, проходит процедуру дактилоскопии, его данные заносят в специальную базу данных. Чтобы не допустить проживания мигрантов в зданиях под снос, на чердаках и в подвалах жилых домов, сотрудники МВД и ФМС регулярно проводят профилактические рейды.
Прямая речь
Сергей Собянин, мэр Москвы:
– Политику по привлечению мигрантов мы не проводим: не приглашаем их семьи, не пытаемся их расселить, трудоустроить, не выделяем им места в детских садах. Я считаю, что этого делать не нужно. Это опасная тенденция, которая ни к чему хорошему не приведёт. Так мы точно половину Средней Азии здесь соберём. Зачем это Москве? У нас и так динамика роста населения – ежегодно 60–70 тысяч человек.
Владимир Говердовский, префект СЗАО:
– Мы создали единый список тех, кто трудится в сфере ЖКХ округа, – а это более 2500 человек. Этих работников поставили на учёт в миграционную службу, каждый из них прошёл дактилоскопию и был занесён в единую базу данных.
Далее мы будем влиять на работодателей, чтобы они контролировали не только рабочий день мигрантов, но также их выходные и досуг. Последние события подсказали, что мы находимся на правильном пути. Произошло переосмысление: надо наводить порядок в части взаимоотношений с работодателями. Если организация приняла иностранцев на работу, то должна нести ответственность и за то, где они будут жить, что будут делать в выходные и вообще за все их поступки.
О местах сосредоточения мигрантов в округе мы знаем и контролируем их. Благодаря совместным рейдам полиции и ФМС мы исключили в СЗАО возможность проживания мигрантов на чердаках, в подвалах, в расселённых домах. Все рабочие должны жить в гостиницах, общежитиях, хостелах и быть на учёте. Этот вопрос является первым в повестке дня главы управы каждого района.
Светлана Разворотнева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:
– Я думаю, что мы не обойдёмся сейчас без привлечения мигрантов в сфере ЖКХ. Однако эта деятельность должна быть полностью легализована: с заключением официальных контрактов, с предоставлением нормального жилья с пропиской – чтобы, во-первых, знать, где их искать в криминальных случаях, а во-вторых, чтобы они не жили, как это бывает, по 50 человек в помещении.
Мне кажется, при соблюдении всех этих норм проблема привлечения мигрантов не так страшна – так поступают во всём цивилизованном мире. И не стоит кидаться из одной крайности в другую: то гастарбайтеры везде работают, то вообще нигде, – эти политические метания наносят вред хозяйственной деятельности.