Средний россиянин знает «солнечный Узбекистан» по кураге на рынке, трудовым мигрантам и по набору предубеждений: там «грязно, бедно, некультурно». Примерно так же западные обыватели думают о России: «серая, нищая, авторитарная». По приезде поражаются, что всё ровным счётом наоборот.
Но даже если ты вне предубеждений, поездка в Узбекистан приносит поток удивления и восхищения: поражаешься масштабу и грандиозности архитектуры, красоте и тонкости работ ремесленников, глубине культуры и цивилизации. Узбекистан сражает даже опытных путешественников – нигде ничего подобного не встречалось.
Удивительный сплав влияний разных эпох – персидских империй, греческого воздействия Александра Македонского, местного доарабского зороастризма, пришедшего в VIII веке ислама, снова персов, османов, монголов Чингисхана, Китая через Великий шёлковый путь, эмира Тимура (Тамерлана) и региональных ханств, каждого со своим колоритом. Из всего этого в 1860–1880-е годы Российская империя сложила Туркестан, а СССР вывел регион из феодализма в современный мир, спас Среднюю Азию от печальной участи Афганистана, дал республикам национальную идентичность.
Острая борьба за регион напрямую отразилась на культуре Узбекистана. Бухара впечатлит монохромной ажурностью мавзолея Саманидов IX–X веков – IX–X веков, друзья, вы не ослышались! – когда ислам ещё не вытеснил местный зороастризм. Минарет Калян – это уже мусульманский период, он возведён в 1127 году (!). В Самарканде захватит дух комплекс Регистан – на столь грандиозный масштаб способны только великие цивилизации.
Блеск форм и красок создаёт впечатление эпохи Возрождения. Местные правители соперничали друг с другом в строительстве самых красивых мечетей и медресе, символов могущества и науки. Да, вопреки представлениям, регион нёс в мир знания и просвещение – в те времена, когда в Европе царили тёмные века. Ибн Сина, он же Авиценна, – учёный, философ, врач, поэт и музыкант X–XI веков, был одержим исследовательским духом и жил во имя людей. Улугбек, внук Великого эмира Тимура, наряду с правлением занимался астрономией – открыл и описал 1018 звёзд в XV (!) веке; его пособием по астрономии пользовались тогда в обсерваториях Европы. Ну а цитаты Омара Хайяма ныне ставят в профиль в соцсетях все, кто хочет показать глубину и интеллектуальность своей натуры, – потому что сказать точнее и мудрее, чем он это сделал в XI веке, сегодня сложно.
История Узбекистана и Великого шёлкового пути завораживает европейцев, особенно французов и итальянцев. До пандемии они ехали в Узбекистан потоком, да и сейчас просачиваются. Гостиницы в Бухаре и Самарканде открылись впервые за год к майским праздникам в надежде на россиян – но ожидаемые гости пока не сориентировались. А зря.
Сегодняшний Ташкент – беломраморная столица с фонтанами, чистая, ухоженная, как Москва. За бизнес тут борются крупные державы от США через Германию и Турцию до Китая, Японии и Южной Кореи.
Рядом с нами удивительное богатство, и оно эффектнее, мощнее, чем многие европейские образцы. Подарите себе волшебную сказку, глубину восточной мудрости, культуры и цивилизации, помноженные на доброту и гостеприимство узбекистанцев.
И, конечно, задумываешься над тем, что надо усиливать наше взаимодействие во всех сферах. Добрый знак – старт проекта «Класс!» по дальнейшей популяризации русского языка в Узбекистане.
Вероника Крашенинникова, политолог
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции