190 лет назад в Петербурге, в Москве казалось, что все опять заняты только «Онегиным». На балах, в садах, в гостиных за вечерним чаем столичная публика с наслаждением обсуждала драматические коллизии долгожданного продолжения полюбившегося романа.
Современники утверждали: тираж новых глав пушкинского «Евгения Онегина» разошёлся в считаные дни. К «счастливчикам», успевшим купить вожделенные серо-голубые книжицы, «выстраивались очереди» прочитать и переписать. Многочисленные списки, часто изящно оформленные и даже иллюстрированные, отправлялись в уездные города, чтобы там быть прочитанными, облитыми слезами, перечитанными и ещё много раз переписанными. Сегодня эти рукописные «самиздаты» 1830-х годов с вложенными в них засушенными цветками, с наивными рисунками бесценны почти так же, как и первые издания романа. Соединённые в одном пространстве вместе с подлинными предметами быта героев пушкинской эпохи, обрамлённые живописными иллюстрациями к роману – как много они могут рассказать...
В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке к 190-летию выхода в свет 4-й, 5-й и 6-й глав романа «Евгений Онегин» открылась любопытная выставка «Даль свободного предмета…» – своеобразный культурологический комментарий к знаменитому пушкинскому роману, ставшему «энциклопедией русской жизни».
Вероника Кирсанова