Всё ближе сезон отпусков. Лететь в Турцию, в Сочи? Есть и другие удивительные места
Борт голландской авиакомпании был полон. Кто-то летел в Буэнос-Айрес, где самолёт совершал промежуточную посадку через 14 часов полёта из уютного аэропорта в Амстердаме. Кто-то летел дальше в Сантьяго, куда от столицы Аргентины два часа лёта. В лайнере было комфортно. На экране на спинке кресла перед собой можно было посмотреть фильм или в любой миг получить информацию, что под крылом. Была она и на русском языке. Что бы ни говорили, русских ждут и на бортах европейских авиакомпаний, и в разных странах. Сосед-немец, с которым мы познакомились, летел к жене в городок Талька, что в четырёх часах на машине от Сантьяго. Он с удовольствием вспомнил, что Чили в XIX веке начали осваивать именно переселенцы из Германии.
Знакомство с Чили я решил разделить на альпинистскую и «гражданскую» части. Группой из четырёх человек мы проехали на внедорожнике почти 4000 километров по горам Атакамы – это регион на севере Чили. Атакама – ещё и пустыня, самая сухая в мире. Прибор показывал 3% влажности. Ночью температура опускалась на высоте 3000–4000 метров до нуля (после 20–30 на равнине). За две недели покорили три вершины: одну из вершин группы 7 братьев, пик Сан-Франциско и самый высокий в мире вулкан Охос-дель-Саладо («Солёные глаза»). Высота Охоса почти 7000 метров. На машине доезжаешь до 5900 метров, дальше – 7 часов пешком.
Поражает, насколько свежими выглядят с высоты многокилометровые чёрные потоки застывшей лавы. Охос окружён десятками других вулканов – когда-то они были намного выше, а потом их разорвало во время извержений и раскидало глыбы осколков на десятки километров вокруг, как крошки. Акклиматизацию проходили на бывшей военной базе на высоте 4300 метров. Там солёные термальные источники текут прямо под жилым домиком, где внутри ещё в 80-е соорудили джакузи. Жестяная крыша над помещением гремит от ветра, место навевает мысли о партизанах-барбудос и борьбе за свободу.
Если говорить о людях в погонах, то в Чили нет разделения на дорожную полицию, пограничников и городских полицейских. Есть карабинеры. Работа очень почётна. Хотя всякое бывает. В самом начале поездки из нашего пикапа выкрали два баула с горным снаряжением прямо на парковке. Но в целом в Чили есть доверие даже между малознакомыми людьми: машину напрокат мне выдали в аэропорту без залога на неделю.
Вдоль трассы «Рута-5» Панамерика порой встречается дорожный знак с бокалом вина и рыбиной, хотя пьяных за рулём я не видел. На Панамерике и на спуске к ней после успешного покорения Охоса особенно хорошо слушаются блюзы из Нового Орлеана, Крис Ри и Guns N’ Roses – приятно обгонять огромные яркие фуры, составы с рудой, ехать мимо кладбищ-музеев карьерных самосвалов и сельхозтехники вековой давности с паровыми двигателями и колёсами из металла в два пальца толщиной вместо резины. Местами дорога такая, что можно видеть её 20-километровый идеально прямой участок. Особенно красиво смотрятся парящие в багрянце заката орлы, чистейшие пляжи с километр шириной, дикорастущие кактусы и ламы вокруг гейзеров в горах.
Любовались фламинго. Окрас их оперения определяется цветом рачков, которыми они питаются. Фламинго в горах – светло-розовые. Повсюду организованы заповедники, сотрудники экологической службы с увлечением рассказывают про охраняемые виды животных. Чтобы понять подробности про сезон размножения очередной особо редкой птицы, нужно знать испанский, по-английски в Чили говорят немногие и то в основном в Сантьяго.
Столица обволакивает позитивом, монументальной старой малоэтажной архитектурой, массой баров и клубов с режимом работы до последнего клиента, стильными улыбчивыми людьми. Даже у бездомных есть своя особенная мода. «Ола», или по-нашему «привет», я постоянно слышал в городском парке – народ со мной здоровался. Повсюду бродят огромные уличные псы, но они могут лишь подойти и по-доброму поприветствовать. Как-то вечером видел собаку, которая, высунувшись из окна и навострив уши, слушала живое оперное пение из дома напротив.
Чем ближе к Тихому океану, тем свежее крабы, локусы и морские гребешки. Когда поёшь «Байландо» вместе с марьячи (так зовут уличного исполнителя с гитарой), сидя в ресторане на рыбном рынке Меркадо Сентраль в Сантьяго, можешь рассмотреть удивительные своды из металла. Рынок внесён в список ЮНЕСКО как уникальный объект.
Одно из мест с мощной энергетикой – винодельня Конча и Торо вблизи Сантьяго. В 1883 году люди смогли основать настолько крепкий бизнес, что до сих пор он процветает, привлекает сотни туристов каждый день и продаёт 60 миллионов бутылок вина в год. Кто-то не может навести порядок у себя в голове или в жизни, а кто-то зачинает дело, которое живёт после смерти основателя и воспевает его дух.
Когда вернулся домой, друзья задавали вопросы о женщинах Чили. Они необычайно красивы, и, как это часто бывает с женщинами, их поведение – это некая сумма культуры, традиций и общего положения дел в стране. Таких явлений, как «охранник» или «хамство», в Чили не существует. К каждому человеку по умолчанию относятся с уважением. Очень много семейных отелей, где владельцы лично занимаются гостями, и уличной торговли в микроформате. Работники на заправках бесплатно чистят окна и обижаются, когда им даёшь чаевые. При этом какой-либо серьёзной инфраструктуры нет, кроме наиболее базовой. Культура вождения, как, например, и в Бразилии, очень высока. В ресторанах, на рынке, в магазинах не принято говорить «gracias» (спасибо) – человек просто выполняет работу и не ждёт лишних благодарностей. Инженеры в стране востребованы из-за наличия огромного количества производств и промышленности по добыче золота и других полезных ископаемых. Они могут получать по 10 000 долларов в месяц, при этом дорогих автомобилей на дорогах мало.
Сантьяго–Атакама–Пуэрто-Монт–Москва