Владимир Куляев. Памятное. – М.: Де̕Либри, 2021. – 256 с.
В книге Владимира Куляева «Памятное» в своеобразном стиле, без бюрократических и канцелярских подробностей представлены события, касающиеся МИД РФ в части дипломатической собственности этого ведомства за рубежом.
«Когда нас клюнул жареный петух, – вспоминает автор, – мы бросились искать да считать наши забугорные владения, о защите которых ранее не очень-то беспокоились, полагая, что никто не рыпнется на могучую державу. Могу с гордостью говорить, что приложил личные немалые усилия к отстаиванию нашей дипзагрансобственности, из которой при мне не было упущено ни одного объекта».
В повествовании слышен голос человека, который противостоял всеобщему разграблению на своём участке фронта и до сих пор не может остыть от пережитого в моменты противоборства на очередном «куликовом поле».
Но угрозы любой отечественной собственности исходят не только от зарубежных «партнёров». Владимир Куляев приоткрывает ширму активной практики ельцинского Госкомимущества:
«Потребность в подобном, я бы сказал, чрезвычайном органе, очевидно, возникла тогда, когда надо было быстро всё-всё поделить (чем не большевизм), но исключительно между своими, естественно, «законно» с точки зрения липовых и скороспелых бюрократических процедур».
Автор отнюдь не зря вспомнил об этой структуре, которая попортила немало крови дипломатам. При этом лексика автора позволяет говорить о «мелкопузой» чиновничьей братии времён перестройки, не устающей по привычке «чекистить» неугодных, а также «первопроходимцах», ведущих в будущее трудовые массы.
«Для меня, – пишет Куляев, – посвятившего почти всю свою профессиональную деятельность защите, приращению и развитию нашей дипломатической недвижимости за рубежом, до сих пор представляется счастливым спасение от этих мясников, разделывавших живые организмы земель, заводов, фабрик, зданий, именно её дипломатического статуса. Слава статусу!»
Наряду с профессионализмом и упорством работа по вопросам российской недвижимости требовала от исполнителя такта, гибкости и этикета в его высоком понимании.
Психологизм возникающих ситуаций и событий порой всецело овладевает автором, когда он отстаивает процесс приобретения резиденции для российского представителя в ООН на Манхэттене.
«Но жизнь, – оговаривается писатель, – преподнесла мне коварную заморочку в лице собственницы недвижимости, которая не была единственной, но хотела не потерять свой куш и прикидывала, насколько мы предсказуемы, надёжны и платёжеспособны».
Характеризуя совладелицу желаемого объекта, Куляев не может обойтись без иронии – характер не позволяет:
«Сориентировавшись, выбираю амплуа галантного и в то же время простоватого, но делового персонажа, который представляет серьёзную сторону сделки, готовую гарантировать выполнение любого каприза партнёра».
И задача была решена безотлагательно, согласно возникшей политической необходимости. Но артистизм выветрился не сразу:
«Немного позже свидетели и участники этого обеда, иронично улыбаясь, говорили мне, что я во время этого делового обольщения напоминал кота».
География подобных вояжей простирается от США до Северной Кореи и далее – везде. Да и галерея личностей удивительно разнопланова, включая зарубежных и отечественных представителей власти, бизнеса, искусства и спорта.
Владимир Куляев назвал свою книгу ёмким словом – «Памятное», включив в содержание то, что уже никогда не забудется, что греет душу, как светлый образ прабабушки Агафьи: «Самые глубокие и саднящие душу воспоминания, конечно, связаны с детскими, кажущимися взрослому несерьёзными, страданиями».
Но это уже другая память, другие слёзы и радости.
Владимир Бояринов