В Санкт-Петербурге прошёл фестиваль комедийных спектаклей «Виват, Комедия!». Он был организован под эгидой самого известного петербургского театра этого древнейшего жанра – Театра комедии им. Н.П. Акимова. В фестивале участвовало больше 10 театров, он приобрёл международный характер: помимо российских театров на этот раз в гости к петербургской Талии приехали театры Армении и Чехии.
Нельзя сказать, что комедия обделена вниманием современного театра. Напротив, множество комедийных спектаклей идёт по городам и весям нашей страны, ибо трудности бытия и быта зритель хочет забыть хотя бы на те три часа, что проводит в залах «больших и малых» театров. Но это, как правило, комедии положений и ошибок, непритязательные нагромождения потешных ситуаций, иногда – юмор на грани фола и реплики на опасном краю пошлости. Рэй Куни и подобные западные комедиографы кормят не один академический театр в нашей стране! Впрочем, комедии не везло с самого начала: ещё Аристотель в своей «Поэтике» предположил, что «смешное – это часть безобразного», а на комедию сначала (по выражению мудрого древнего грека) «не обращали внимания». Комедия прошла множество этапов своего классического становления: шекспировский, мольеровский, комедия плаща и шпаги, буржуазно-развлекательный «бульварный» этап ХIХ столетия, наконец, комедия-драма, трагикомедия со слезами на глазах у Чехова, советская лирическая и сатирическая комедия… Нельзя сказать, что современные авторы забыли комедию, скорее театр обращается к ней в основном как к средству заработка и привлечения зрительской массы. Социальная комедия, исследование общества острым пером сатирика, заглядывание в души через увеличительное стекло комического, человечный юмор, беспощадный гротеск – вот этого явно недостаёт нашим академическим и неакадемическим сценам. Особенно остро ощущается нехватка современной русской комедии…
И в этом смысле любое начинание в области комического, а тем более целый фестиваль, идущий больше недели на разных площадках города, – это событие не только театральное, но и общекультурное.
Помимо спектаклей на фестивале состоялись выставка и конференция. В недавно отреставрированном фойе четвёртого этажа театра открылась выставка, посвящённая юбиляру нынешнего года Георгию Товстоногову и основателю недавнего юбиляра (Театра комедии) Николаю Акимову. Никто не скажет, что их связывало их в земной жизни, но о том, что эти два крупнейших режиссёра Ленинграда были театральными символами (как сейчас принято говорить, брендами) нашего города, никто не поспорит. Выставка представила плакаты с фотографиями спектаклей двух выдающихся мастеров, афиши, макеты: Акимов поставил до войны восемь спектаклей в Большом драматическом театре, который будет позже ассоциироваться с именем Товстоногова, кроме того, он сам был оригинальным театральным художником; Товстоногов сделал лишь две постановки в отсутствие Акимова в театре, ныне носящем его имя. Оба мастера были признанными интеллектуалами сцены, и это, пожалуй, главное, что даёт право объединить их непохожее творчество. И оба создали свой театр, что подтверждено в названиях БДТ и Театра комедии, носящих имена своих поистине ГЛАВНЫХ режиссёров.
Сцена из спектакля «Трактирщица». Мирандолина – Ксения Раппопорт |
Ирина Мазуркевич в спектакле «Визит дамы» |
Научно-практическая конференция «Под маской комедии» соединила доклады об истоках и развитии комедийного жанра, мастер-классы русских и итальянских специалистов по итальянской театральной школе и комедии дель арте, постановки молодых петербургских мастеров комического жанра. Демонстрация приёмов пантомимы известным болгарским специалистом этого жанра Александром Илиевым сменялась читкой пьес юных драматургов, и среди участников мастер-классов и зрителей тоже была молодая артистическая «поросль».
А сами спектакли старались радовать зрителей. Чистая радость, искренний смех зала – это теперь не так уж часто бывает. Профессиональные смехачи, телеюмор приучили нас к пошлости, шуткам ниже пояса, организованному гоготанию публики. Постмодернизм с его тотальным и часто циничным иронизмом тоже в основном не располагает к веселью, скорее к скептической усмешке, всезнающей ухмылке узнавания: «всё это было, было, было», удивить нечем.
Фестиваль «Виват, Комедия!» дал зрителю это долгожданное приобщение к театральной радости.
Российский академический молодёжный театр по-настоящему рассмешил зрителей ретроюмором в спектакле «Подходцев и двое других» по повести Аркадия Аверченко 1917 (!) года. В стильных серых конструкциях, перемежаемых яркими пятнами костюмов, актёры разыгрывают историю о трёх непутёвых и добрых бездельниках, ставших закадычными друзьями. Нелепая история о трёх мушкетёрах шиворот-навыворот сдобрена множеством гэгов и превосходным по качеству комикованием. Оно кажется совсем ненатужным, лёгкий юмор не раздражает легковесностью, незатейливые житейские эпизоды предстают действительно смешными. Главное – старомодный текст времён Серебряного века оживает на глазах благодаря игровой стихии, искрящейся сценическими находками (режиссёр Сергей Алдонин) и в то же время укрощённой рукой «демиурга»-постановщика, «уложенной» в продуманную композицию из мизансцен. «Хор», он же кордебалет, он же «миманс» – словом, вся труппа дополняет точную, на пределе актёрских возможностей игру главной троицы: то надевая на себя верх от кабриолетов и фаэтонов, то изображая простой народ на вокзале, голосящий и поющий, то становясь участниками разгульной свадьбы. Комизм и гротеск по законам сценического воздействия на зрителя завершаются трогательной лирической нотой: один из друзей неожиданно разбогател, другой женился, а третий… третий остался один со своей бедностью, нерастраченной до конца дружбой и преданностью. Упомянутый во время бесконечного застолья наступающий 1917 год вносит предощущение надвигающейся катастрофы (в этот миг по залу проносится лёгкий вздох – сострадания не то к главным героям, не то к самим себе).
Контрастом к искромётному веселью спектакля РАМТа была нашумевшая постановка Театра комедии «Визит дамы» по знаменитой пьесе Ф. Дюрренматта со звёздной ролью Ирины Мазуркевич («ЛГ» уже отзывалась на эту яркую постановку режиссёра Татьяны Казаковой после триумфа в Москве). Пьеса Дюрренматта являет нам иное, сумрачное выражение лица музы комедии, когда гротеск и сарказм переходят в социальную трагикомедию, а потом в кафкианское безумие и настоящую трагедию.
Ещё одним примером попытки чистого веселья стала постановка Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова из Ярославля – да-да, того самого, первого русского театра, основанного ещё в 1750-е годы, в эпоху барокко! Худрук театра Евгений Марчелли – потомок итальянских иммигрантов, поэтому обращение к пьесе одного из любимых в нашей стране европейских драматургов Эдуардо де Филиппо выглядит закономерно. Но имитация итальянского темперамента показалась несколько натужной, бурлеска не получилось, хотя актёры выкладывались по полной. Вот только здесь комикование перешло в откровенное кривлянье, а симпатичные девушки в сильно облегающих платьях не спасали от пошловатости и скуки. Всё-таки жанр «брака и развода по-итальянски» – не наш театральный конёк, особенно когда его представляют в стилистике дурной антрепризы.
Не обошлось и без осовремениваний классики, или, как это принято называть, «актуализации». Национальный театр из г. Брно (Чехия) показал «Женитьбу Фигаро», но не Бомарше, а современного шотландского драматурга Джексона. Всё действие происходит на двух этажах банка, Альмавива – директор оного, Фигаро – молодой бизнесмен, мечтающий о слиянии и поглощении, Керубино – юный гастарбайтер с Украины и т.п. Собственно, о «слияниях» мечтают все: Альмавива – с постоянно раздевающейся Сюзанной, Керубино – с Розиной, Фигаро – с банком, ну а в дополнение к этому, в качестве «оживляжа» – постоянная имитация полового акта безымянными сотрудниками этого банка на заднем плане, да ещё использование унитаза по разным назначениям. Всё действо перемежалось песенками-ариями исполнителей – с нехитрой моралью и столь же незамысловатым исполнением.
Камерный театр из Еревана привёз скорее капустник – пародию на «правительственный концерт» (спектакль так и называется). Молодые исполнители и поют, и танцуют, стараясь и выкладываясь, а всё это действо, состоящее из сценок и попурри из известных хитов, посвящается «памяти ушедших правительств».
Помимо «Визита дамы» значимыми событиями стали постановка «Трактирщицы» Гольдони (БДТ, на сцене недавно отреставрированного старинного Каменноостровского театра, режиссёр А. Прикотенко), «Город. Женитьба. Гоголь» (Театр Ленсовета, в постановке худрука труппы Ю. Бутусова) и, конечно, «Село Степанчиково и его обитатели» Малого театра (постановщик А. Яковлев) с выдающимся театральным актёром Василием Бочкарёвым в заглавной роли. «Село Степанчиково» по справедливости закрывало фестиваль: это настоящий большой спектакль по бессмертному классическому произведению, который продемонстрировал и жюри, и зрителям (полный зал Александринки, билетов не достать!), что русский психологический театр, слава богу, жив. Более того – именно такой театр по душе публике: долгий, даже не без длиннот, спектакль в декорациях, напоминающих В. Дмитриева и всю классику сценографии ХХ века (художник Николай Слободяник), смотрелся с увлечением, зрители не расходились, хотя сюжет давно известен, а главный персонаж Фома Опискин может вызвать «дрожь омерзения». Бочкарёв, при всем его актёрском обаянии и теплоте дара, сумел создать устрашающий в своей вкрадчивости образ российского Тартюфа – в инфернальной смеси с Иудушкой Головлёвым, Смердяковым и даже Глебом Капустиным из шукшинского рассказа «Срезал». «Я знаю Русь, и Русь меня знает!» – восклицает этот ловкий манипулятор, напоминающий многих профессиональных демагогов и политиков современного мира.
Мы рассказали лишь о нескольких спектаклях из обширного репертуара фестиваля, ибо, как выразился классик остромыслия, «нельзя объять необъятное». Победителями же этого конкурсного театрального марафона жюри признало:
за лучшую мужскую роль – Василия Бочкарёва (роль Фомы Опискина, «Село Степанчиково и его обитатели», Малый театр, Москва);
за лучшую женскую роль – Ксению Раппопорт (роль Мирандолины, «Трактирщица», БДТ);
за лучшую режиссуру – Татьяну Казакову («Визит дамы», Театр Комедии им. Акимова);
за лучшую работу художника – Эмилю Капелюшу («Визит дамы»).
Гран-при фестиваля жюри отдало режиссёру Андрею Прикотенко за «Трактирщицу» Гольдони. Ещё несколько призов достались целому ряду актёров, в том числе блистательной Ирине Мазуркевич («Визит дамы»).
А теперь – экспресс-комментарии председателя жюри фестиваля Юрия Полякова:
«Фестиваль – дело хорошее, необходимое, он давно назрел. И показал фестиваль именно то, о чём мы писали уже в «ЛГ», о чём и я высказывался неоднократно. На фестивале не было представлено ни одной современной отечественной комедии. Самая современная из показанных – комедия Шкваркина 1930-х гг. «Чужой ребёнок». Всё остальное – это классика, европейская и русская: Достоевский, Гольдони, Эдуардо де Филиппо и прочее. Театр сейчас занимается интерпретацией классики, актёрскими работами, режиссёрскими версиями. Но развитие комедии не должно останавливаться! Где российская комедия?! На следующий год, я думаю, мы должны это преодолеть, хотя бы каждая четвертая комедия из показанных должна быть современной.
И ещё: фестиваль продемонстрировал очень неровное качество постановок. Наряду с блестящими спектаклями – «Визит дамы», «Село Степанчиково», «Трактирщица» – были просто любительские спектакли или какие-то скороделы, рассчитанные на совсем непритязательную публику. Это говорит о том, что система отбора ещё не отработана. Как не отработаны и некоторые номинации, которые мы придумывали иногда на ходу. Но это живое дело, это как раз нормально. На следующий год непременно будет номинация «Голый король» за худшую комедийную постановку, причём его фигурку мы будем высылать авторам наложенным платежом. (Смеётся.)
Хорошо, что фестиваль проходил на легендарной акимовской сцене, в Петербурге, с которым связан расцвет русской и советской комедии. Я буду рад в следующем году предложить на фестиваль мою новую комедию «Чемоданчик», которую начали репетировать в Театре сатиры. Сюжет там простой – у президента России украли ядерный чемоданчик».
Так что непременно до следующих встреч с комедией, старой и новой!
Её величество Комедия
В Санкт-Петербурге завершился Первый Международный театральный фестиваль им. Н.П. Акимова «Виват, Комедия!». К Ее Величеству Комедии петербургский Театр Комедии (основная фестивальная площадка) исторически относится с особым уважением: Акимов навсегда наделил ее заглавной буквой «К», а организаторы фестиваля в его названии поставили запятую, давая понять, что Комедия для них – лицо одушевленное. Инициатива проведения фестиваля комедии в Санкт-Петербурге принадлежит директору театра Елене Ястребовой. Идею поддержали Министерство Культуры РФ и правительство города. И вот целую неделю 11 театральных коллективов, включая зарубежные, боролись за смех петербургской публики.
Нужен ли городу еще один театральный фестиваль, когда в Северной столице их итак немало? И публика, и организаторы, и жюри единодушно решили: нужен. Потому что при всем фестивальном многообразии ничего подобного ранее в городе не проводилось. Да и зритель хочет идти в театр не только за отражением своих бесконечных проблем, попытками в них разобраться и осмыслить происходящее. Иногда ему просто нужно снять напряжение, выпрыгнуть из сумасшедшего ритма будней и зарядиться оптимизмом и позитивом. Комедия – это не только приятно проведенное время, это еще и снятие социальной напряженности, отдых уму и сердцу. Но оказалось жанр не так прост, и шутка – шутке рознь. Татьяна Казакова, художественный руководитель Театра Комедии, член жюри фестиваля, ратовала за высокое театральное искусство, гости из Архангельска – за смех площадей и улиц, участники из Чехии в желании рассмешить использовали шутки «ниже пояса». Какой Комедии быть – решало строгое и компетентное жюри под предводительством известного писателя, главреда «Литературной газеты» Юрия Полякова, и работы у жюри было немало.
О начале фестиваля «Виват, Комедия!» город оповестил Архангельский Молодежный театр. Его уличный спектакль «Двери» можно назвать своеобразным интерактивным предисловием к фестивальной неделе. В тот же день вечером на сцене театра Комедии им. Н.П. Акимова фестиваль торжественно открылся спектаклем Московского Драматического театра под руководством Армена Джигарханяна «Чума на оба ваши дома». Армену Борисовичу, который со сцены объявил о начале фестивального марафона, публика рукоплескала стоя. Артисты его театра рассказали со сцены историю -продолжение шекспировской трагедии о Ромео и Джульетте Григория Горина. Режиссер спектакля Сергей Виноградов перенес действие из Вероны в гангстерскую Америку 30-х годов. На первый план в этой комедии выходит жадность, жестокость, цинизм и вероломство, которые душат новых Ромео и Джульетту - Антонио и Розалину. Зритель искренне смеется над пороками двух именитых домов. Но по мере приближения действия к финалу смех утихает, а публика глубоко задумывается.
«Не любо – не слушай» - озорной, необычайно интерактивный, еще один спектакль архангельцев, исполненный уже не на улице, а на сцене театра Комедии им. Н.П. Акимова. Представление, основанное на народном творчестве, захватило зрителей. Они смеялись, пели вместе с артистами и выходили на сцену, становясь частью спектакля. В Балтийском доме Пермский академический "Театр - Театр" вместе с гостями фестиваля совершил перемещение в советскую эпоху. Артисты из Перми представили свою версию пьесы Василия Шкваркина "Чужой ребёнок". Публика с восторгом встретила развернувшуюся на советской даче историю любви в постановке Владимира Гурфинкеля, особую радость вызвала игра с водой, которая в буквальном смысле плескалась по залу. Переработанную версию пьесы «Свадьбы Фигаро» представил Национальный театр в Брно (Чешская Республика). Молодой шотландский драматург Дэниел Крейг Джексон, перенес известный всем сюжет П. Бомарше в современный хищный мир банковского дела. Участники фестиваля из Армении представили публике «Правительственный концерт». Но обладателями главных призов стали столичные (Москва и Санкт-Петербург) театры и актеры.
Гран-при фестиваля получил Андрей Прикотенко за режиссуру спектакля «Трактирщица» БДТ им. Г.А. Товстоногова, в номинации «Лучшая женская роль» победила Народная артистка России Ксения Раппопорт за роль Мирандолины в спектакле К. Гольдони «Трактирщица» режиссера Андрея Прикотенко. Приз за «Лучшую мужскую роль» достался Народному артисту России Василию Бочкареву за исполнение роли Фомы Опискина в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели». Этим спектаклем в постановке Антона Яковлева на сцене Александринки завершал фестиваль Государственный Академический Малый театр. Все врученные призы уникальны. Это фарфоровые статуэтки, выполненные по эскизам Николая Павловича Акимова на Императорском Фарфоровом заводе, специально для фестиваля «Виват, Комедия!».
Но фестиваль стал не только театральным смотром, в его рамках прошла научно-практическая конференция «Под маской Комедии». Три дня глубокого погружения в жанр. Изучение его, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Серьезные доклады, мастер-классы и лабораторная работа с пьесами современных авторов.
Всю фестивальную неделю зрителей в фойе Театра Комедии на Невском встречала выставка «Акимов и Товстоногов. Театральные легенды Петербурга». Оба мастера сцены ставили свои спектакли в одно время, обоих отличал театральный интеллектуализм. Специалист театра Комедии по выставочной деятельности Татьяна Балт уточнила, что это первая выставка, открывающая цикл экспозиций «Н.П. Акимов и …». Выставка продолжила свою работу и после завершения фестиваля.