Космоопера – это поджанр научной фантастики, который в советское время служил отличным подспорьем для отрабатывания важной идеологемы – покорения далёких звёзд.
После 1991 года не было ни одного кинопроизведения, которое можно было поставить в один ряд с популярными космическими лентами – «Гостья из будущего», «Москва – Кассиопея» или «Планета бурь». Впрочем, это легко объяснимо: всё футуристическое и утопическое было объявлено пережитком тоталитарного прошлого, ибо и конъюнктура, и окружающая реальность претерпели кардинальные изменения. Взоры и творцов, и зрителей устремились не в далёкие галактики, а себе под ноги. Долгие года эта ниша оставалась пустой, хотя иногда в ней и появлялись образцы сомнительного качества, уступающие и западным, и советским. Кажется, что новый проект Кинопоиска имеет все шансы исправить это.
Иронично то, что «Кибердеревня» выросла из любительского веб-сериала, несколько лет назад ставшего хитом в российском сегменте интернета. Тандем молодых авторов во главе с Сергеем Васильевым фактически изобрёл новое направление в фантастике – birchpunk (birch – берёза). Замысел был простым, но в то же время достаточно оригинальным: перенести в русское социокультурное пространство популярные в западной фантастике образы высокотехнологичного будущего. Получилось стильно и с душой.
Завязка вторит сразу нескольким произведениям в этом жанре. Алчная трансгалактическая корпорация «Ижевск Дайнемикс» (да, Кремниевая долина осталась в далёком прошлом, технологии теперь куются в Удмуртии!) планирует открыть завод на Марсе, дабы добывать там редкий минерал «недоступний», но встречает сопротивление со стороны фермера Николая (Сергей Чихачёв) и его семьи. Сам Коля стоял у основания компании, но был изгнан из неё своим же лучшим другом – Костей (Григорий Скряпкин). Последний, собственно, и прилетает договориться с главным героем, но в ходе несчастного случая его разум оказывается заточён в теле одного из Колиных роботов (его озвучивает Сергей Бурунов). Именно за приключениями этой парочки зрители и будут наблюдать в течение всех десяти серий. Уверяю вас, само действо куда более монументально и увлекательно, чем может показаться, если исходить из аннотации. С точки зрения визуальной составляющей доселе ничего подобного не было ни на российских телеканалах, ни даже на стримингах. Наблюдая те пейзажи планет, куда волею судеб заносит героев, ненароком вспоминаешь и «Стражей галактики» Джеймса Ганна, и «Валериана» Люка Бессона – настолько это хорошо сделано. Больше всего, пожалуй, запомнились подсанкционный Церерск и по-пролетарски суровый Плутонск. Как вы понимаете, сатира здесь преимущественно представлена «пелевинщиной», правда, с более широким возрастным и интеллектуальным цензом. Местами ещё напоминает «Незнайку на Луне» Носова с его иносказательным высмеиванием капитализма. Отсылок, референсов, оммажей и пародий здесь предостаточно. Вообще сериал стоит хвалить прежде всего за такое внимание к деталям. Всё проработано до мелочей: чего только один оригинальный саундтрек стоит! Мой личный фаворит – это гимн шахтёров «Плутонушка», композиция, как и другие, написанная специально для сериала.
В заключение хочу сказать, что «Кибердеревня» – наглядный пример того, что создавать что-то эффектное и молодёжное, притом не прибегая к полному копированию западных образцов, можно; что понятия массового и авторского не всегда являются антиподами, и, наконец, что спустя тридцать с лишним лет российская фантастика поднимается из тех руин, в которых оказалась в 90-е. Оттого ещё более радостно, что эти тенденции затронули малые экраны. Пора вновь устремить свой взор к звёздам!