Константин Кедров. На дружеской ноге… / Составитель Александр Себелев. – М.: Экологическая палата России, БиблиоТВ, 2023. – 328 с.
Имя Константина Кедрова в литературных кругах обладает таким весом, что лучшей рекомендации для его книги, чем имя автора на обложке, придумать трудно. Всё с той же обложки читатель узнаёт, что «На дружеской ноге...» – это беседы о литературе, с чем по прочтении хочется поспорить. Литературы здесь в избытке, но не центральной темой, а стержнем повествования становится она в новой книге Кедрова.
Глава о Шекспире, «которого мы потеряли», – это не только размышления над шекспировским вопросом, но и история театральных постановок «Гамлета». Актёрские техники Смоктуновского и Высоцкого, особенности режиссуры, секрет великой фразы «to be or not to be»… Кедров не просто рассказывает о нескольких произведениях мировой литературы, но анализирует целый культурный феномен, затронувший все сферы искусства. Вот и глава о «Лолите» предлагает читателю ко всему прочему ознакомиться с античным сюжетом о Дафнисе и Хлое и рассмотреть «Зачарованного охотника» как модель цивилизации XX века. Саму «Лолиту» Кедров представляет вариацией мифа о грехопадении. Отказавшись от долгих рассуждений о самом этически спорном аспекте романа, он рассказывает читателю историю «красоты ужасного душевного уродства» – и речь идёт не о Гумберте, как можно было подумать, а о Долорес.
Пока читаешь книгу, не устаёшь поражаться эрудиции автора и количеству культурных связей, которыми опутана его жизнь. Алексей Кручёных, Ирина Одоевцева, Юрий Любимов – со страниц книги то и дело звучат имена людей, которые для современного читателя уже начинают «бронзоветь», а с автором были знакомы лично. При этом Кедров неизменно выдерживает вежливую и уважительную тональность: даже делясь воспоминаниями и доверяя бумаге некогда сказанные в личной беседе слова, он сохраняет дистанцию. Точно так же он обходится со своими героями: будь то Пруст, Гёте или Дюма. Оставаясь смелым в предположениях и литературоведческих наблюдениях, Кедров по-человечески доброжелателен: «Кафка – это человек книги, человек, погружённый полностью в книжные размышления, далёкий от жизни. Это был по-своему жизнерадостный, красивый человек, влюблённый в жизнь».
«На дружеской ноге...» – это книга, которая не только предлагает о чём-то узнать, но и располагает подумать и даже пофантазировать. Представить будетлянина Велимира Хлебникова, который пишет стихи откуда-то из недр космоса, из «обжитого пространства вечности». Увидеть «обычный день» премьер-министра Гёте, который обходит своё маленькое княжество и просит «починить мост, залатать крышу у вдовы, собрать яблоки». И самое главное – взглянуть на литературу не только как на совокупность текстов и смыслов, но как на Слово, в которое вместили «всю сложность человеческой натуры, нашу неуловимость, тайность, нашу бесконечную перспективность».
София Шпитонкова