Известно, что ШОС после создания имела сильный «азиатский вектор». Но Александр Лукашенко высказался о желательности участия Белоруссии в ней ещё 25 мая 2006 года, поскольку цели и принципы Шанхайской организации сотрудничества «созвучны видению того, как должны развиваться межгосударственные отношения в мире».
Очевидны экономические выгоды: удельный вес стран ШОС в объёме белорусского импорта в 2000–2017 годах превышал 60% от общего объёма импорта и неуклонно рос с начала санкционной войны «коллективного Запада».
В 2015-м Минск получил статус наблюдателя в ШОС, сразу заняв активную позицию. Спустя три года на встрече в Циндао Лукашенко предложил сосредоточить внимание на укреплении продовольственной, информационной (включая киберсферу) и ядерной безопасности, развитии ядерной энергетики. Его предложения отвечали «шанхайскому духу»: взаимное уважение цивилизационного многообразия, доверие, конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество, обеспечение взаимной безопасности, развитие высоких технологий (включая «зелёную повестку»).
Особо стоит подчеркнуть: проблемы безопасности, несмотря на локализацию «афганского вопроса» (и даже позитивные подвижки в борьбе с наркотрафиком), не теряют остроты. Об этом говорит рост напряжённости на южной границе Белоруссии (не говоря уже о польской), и жёсткие заявления Лукашенко вполне объяснимы. Подобные угрозы (в том числе в духовно-идеологической сфере) – сближающий фактор для основных стран – участниц ШОС.
Четверть века назад Центральноазиатский регион был окружён горячими точками, внутри его были активны «три силы зла» (экстремизм, сепаратизм, терроризм). Нынче они не так часто поднимают голову. Поводы для беспокойства дают другие. И нельзя не увидеть внешних кукловодов за беглыми белорусскими оппозиционерами, которые следуют в одном фарватере за российскими «коллегами»: от популистских заявлений о «европейском выборе» – к откровенному национализму и далее – к сколачиванию диверсионно-террористических группировок («РДК»*, «полк» Калиновского ).
«Угрозы» – понятие многогранное. Их «горячей фазе» предшествуют пропагандистская подготовка внешней аудитории и формирование внутри стран-«изгоев» психологической готовности людей к майданам через применение исторических мифов, усилий сформировать новую ментальность, расчеловечить и т.п. И тут немало «совпадений». Например, тема голодомора, опробованная на Украине, продвигается в Казахстане фондами Вудро Вильсона, Карнеги, рядом НКО. Те же фонды стремятся распространить всё это и на Синьцзян-Уйгурский автономный округ, формируя антикоммунистический стереотип восприятия, обоюдоостро направленный против России и КНР. Это почти точь-в-точь проект «Междуморье», подкрепляемый бандеровским «Антибольшевистским блоком народов». Последний, кстати, жив, и под названием «Антиимперский блок народов» служит прочистке мозгов украинцев.
Призраков холодной войны внедряют в нашу жизнь и жизнь других стран ШОС, чтобы усилить хаос. Как сказано в одном из докладов «Глобальные тенденции» Офиса директора национальной разведки США, весь мир до 2040-х должен перейти в состояние бесприютных «серых зон», а островом стабильности и богатства планируется оставить, естественно, США.
Миру монопольного диктата, политического радикализма и раздрая (посмотрите на итоги европейских выборов) противостоит ШОС на подлинно демократических принципах. И участие Белоруссии, уже как полноправного члена организации, без сомнения, укрепит безопасность и благополучие огромного пространства Евразии.
______________
* Запрещены в РФ.
Дмитрий Суржик, кандидат исторических наук, исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного государства