Влиятельный американский журнал «Форин афферс» вышел со статьёй бывшего посла США в России Майкла Макфола, в которой тот предупреждает против недооценки нынешней России, «вновь восстановившейся в качестве одной из наиболее мощных мировых держав с намного более значительными возможностями в военной, информационно-технологической, экономической и идеологической сферах, чем представляют себе большинство американцев».
Ему вторит заведующий московским бюро известной английской газеты «Файнэншл таймс» Генри Фой, который подчёркивает: потенциал русских с «крымского» 2014 года возрос, и от них можно ожидать «дерзких действий» на международной арене.
Снова и снова всплывает в памяти печальная история Договора о европейской безопасности. В соответствии с проектом, который в июне 2008 года представил на общее обсуждение российский президент Дмитрий Медведев, в Евроатлантике создавалось бы единое военно-политическое пространство, в рамках которого ни одно государство или международная организация не могут укреплять свою безопасность за счёт других. Проект договора был отправлен западными партнёрами на проработку главами внешнеполитических ведомств в рамках так называемого процесса Корфу – по названию греческого острова, где состоялась первая встреча с участием руководителей МИД стран ОБСЕ, а также представителей НАТО, ОДКБ, Евросоюза и др. и была продекларирована «приверженность концепции всеобъемлющей, неделимой безопасности, основанной на сотрудничестве». Впоследствии проект Медведева «замылили» в бесконечных консультациях, а НАТО придвинуло свои базы к российским границам.
Что было потом – тому мы все свидетели, практически по всему периметру западных и южных границ России на территории бывших советских республик.
Что же ещё должно произойти, чтобы Запад и Восток начали вновь договариваться? Что будет с предложением В.В. Путина, сделанным в начале прошлого года, об организации встречи глав государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, КНР, России, Франции, Великобритании), на которой можно было бы начать разговор о новой архитектуре безопасности в мире, вновь ставшем двуполярным? В принципе, на предложение ответили согласием все заинтересованные лидеры, последним об этом сообщил британский премьер ещё в марте 2020-го. Боюсь, что после смены команды в Вашингтоне и эта инициатива канет в Лету, а нас вновь будут пугать возможностью «дерзких действий» на международной арене. Как констатировал на днях тот же Макфол, эпоха российско-американских «перезагрузок», поиска способов нормализации отношений окончательно завершена.
Взаимный отказ от диалога не обещает России ничего хорошего как глобальному игроку. Но в проигравших при любом раскладе она окажется не одна. Вот что говорит по поводу текущей ситуации эксминистр французского правительства, известный общественный деятель Пьер Лелюш. «Я не вижу, как мы, европейцы, сможем взять свою судьбу в собственные руки. Технологически и экономически мы разрываемся между Соединёнными Штатами и Китаем. Мы можем оказаться лишь полем боя для этой битвы. Это трагедия для европейской цивилизации».
«Респектабельный» Евросоюз и «вызывающую» Россию сложно представить в виде единой третьей силы на глобальной сцене. Но чем слабее одни «третьи силы» в глобальном диалоге, тем ненадёжнее положение других «третьих сил», тем скорее он превратится в открытую битву двух колоссов, названных Лелюшем. Осознание этого факта не помешало бы и Москве, и Брюсселю.
Игорь Юргенс, профессор МГИМО