Начиная со второй половины 2010-х доминирующим поджанром фильмов ужасов становится слоубернер (от англ. «медленно тлеющий»). Режиссёры, работающие в этом направлении, намеренно отказываются от заурядных способов напугать зрителя. И если раньше хоррор, наряду с фильмами для взрослых и мелодрамами, считался «низшим» жанром, то теперь частенько купается в лучах фестивальной славы и восторженных отзывах критиков. Правда, нередко случается так, что творцы уходят в откровенную грамофанию и эстетство, совсем забывая о зрителях. «Собиратель душ» в этом смысле пример идеального баланса: он лишён пафоса и претенциозности, но в то же время не опускается до банальностей.
В центре сюжета агент ФБР Ли Харкер (красавицу Майку Монро не узнать!), которой доверили расследовать серию загадочных убийств. Суть преступлений всегда одинакова: жертвами резни становятся семьи, где есть девочки, родившиеся 14-го числа любого месяца, а на месте преступления в качестве улики всегда остаются открытки с зашифрованными посланиями от некого Длинноногого. Вот только есть ключевая загвоздка, не позволявшая расследованию продвигаться дальше, – в домах убитых нет никаких признаков наличия постороннего гостя. Только с момента появления агента Харкер дело сдвигается с мёртвой точки, что особенно настораживает её начальника (Блэр Андервуд). Интригующая детективная завязка роднит «Собирателя душ» Перкинса с культовыми «Молчанием ягнят» Демми и «Семь» Финчера. Картина превосходно работает на обмане зрительских ожиданий, огибая расхожие клише. На весь фильм есть разве что одно слишком явное «чеховское ружьё», которое считывается сразу и по закону драматургии просто не может не выстрелить в конце. В остальном картина полна шокирующих моментов, заставляющих зрителя вжаться в кресло от неожиданности. Нельзя в этом контексте не похвалить Николаса Кейджа, совершенно виртуозно воплотившего роль Длинноногого. Внешне напоминающий постаревшего рокера с седыми патлами, его персонаж непременно войдёт в один ряд с величайшими экранными злодеями. Иронично, что карьера Кейджа, равно как и жанр ужасов, переживает сейчас ренессанс благодаря ролям как раз в «возвышенных хоррорах».
Не в последнюю очередь «Собиратель душ» подкупает атмосферой. Играясь с различными визуальными приёмами, изменяя формат изображения, используя неординарные ракурсы и манипулируя освещением, фильму удаётся воссоздать на экране пугающий пейзаж американской глубинки. Несмотря на то что действия триллера происходят в штате Орегон, что на северо-западе страны, в ленте отчётливо прослеживаются элементы «южной готики»: витающая в воздухе и пронизывающая всё насквозь безнадёга, набожность и социальная замкнутость населения и преобладающие в палитре холодные приглушённые цвета. Есть и ещё одна общая черта – в центре сюжета «травмированный герой» (в данном случае героиня), чьи несчастья проистекают из трудного детства в изолированной среде.
Станет ли «Собиратель душ» новой классикой, покажет время, но на данный момент можно смело констатировать: у Осгурда Перкинса получился эталонный ужастик новой волны. Разочаровывает разве что скомканный финал, который вроде бы отвечает на все вопросы, но делает это столь сумбурно и быстро, что только порождает новые, касающиеся конкретики показанного.