Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 августа 2023 г.
Литература Библиосфера

Вечным путём зерна

23 августа 2023

Наталья Аришина. Немилосердные лета: Стихи, проза, дневниковые записи. – М.: Время, 2023. – (Поэтическая библиотека).

Наталья Аришина. Мало кто на Дальнем Востоке вспомнит сейчас это имя, а ведь когда-то яркой звёздочкой просверкала она в ореоле своего гораздо более успешного спутника жизни Ильи Фаликова, едва ли не самого заметного из местных поэтов-шестидесятников.

В прошлом декабре Наталья Сергеевна ушла от нас навсегда (ровно три месяца не дожив до своего 80-летия). Однако первое посмертное издание её последних стихов, дневников и мемуаров, кажется, всё же не даст нам забыть такую по-своему оригинальную и необычную поэтессу.

По признанию составителя сборника (её мужа, Ильи Фаликова): «Книга эта – не финально-всеобъемлющий отчёт литератора о своей работе. Мы застали автора в процессе. Может быть, элемент финиша не чужд самоощущению поэта. Но процесс был прерван. Свет внезапно пропал. Ищем в сумерках...»

Известный советский поэт Александр Межиров как-то заметил, что «стих Натальи Аришиной изначально совершенен... поэтесса исключительно требовательна к себе... справедливо избрала путь несуетного накопления», однако (признаётся сама Наталья Сергеевна) «у него были претензии к моей творческой воле, вернее, к её недостаточному присутствию... Но это была в чистом виде литература, моё главное жизненное пространство».

Cупруг её свидетельствует, что «она была смущена наработанной мастеровитостью, лишним знанием технической стороны нашего дела, её влекла нечаянность, непредумышленность. По природе она была простодушной и знала об этом, в сердцах именуясь простофилей. Но она не собиралась стоять на одном месте, движение вперёд требовало пребывания в форме».

Всё это чувствуется даже по приведённой в сборнике не слишком обширной подборке стихов последнего десятилетия – Наталья Аришина экспериментирует с формой и рифмой, пробует себя даже в таком редком у нас жанре, как парный лимерик («Народ маракайя»). А в лучших, на мой пристрастный взгляд, стихотворениях («Пора…», «Немилосердные лета») легко дотягивается и до новых высот.

Не случайно же Евгений Евтушенко подметил, что в стихах Аришиной «невероятно трогательная семейная интонация, одомашнивающая даже глобальные проблемы добра и зла». Эта же интонация буквально пронизывает её мемуарные и дневниковые записи. Удивительно, но, рассказывая о своей жизни, она почти ничего не говорит о самой себе – только об окружавших людях, никого не упрекая и ни в чём не обвиняя.

Всего тяжелее прощаться с привычным,

забыть при финале о старте отличном,

с упорством держать неизбежный удар

и грустно на мелочи выпустить пар.


Вот о чём вкратце мемуарная повесть Натальи Аришиной «Воспоминанья зарифмую». Илья Фаликов (которого она обозначила там литерой Ф,) вспоминает, что, в отличие от него (яркого и дерзкого), Наталья Сергеевна «за место под солнцем не билась, пряталась в кулисах». Вот и о своём поэтическом «старте отличном» во Владивостоке она тоже почти не упоминает – как и об остальных своих литературных успехах.

Однако постепенно к читателю начинает приходить понимание, что повесть-то совсем не об этом и даже не совсем о поэзии с неизбежными московскими журнально-литературными кругами. Она – о жизни рядом с любимыми людьми. Постепенно и ненавязчиво проступает сквозь описания редакционной и житейской суеты обыденный подвиг женщины, всецело посвятившей себя дому и семье, положившей свой творческий успех на алтарь обеспечения быта и жизненного благополучия мужа, сына, друзей.

«Мне было пятнадцать, – пишет она, – когда шестнадцатилетний мальчик во мне нечто разглядел и естественным образом признал... Через четыре года мы поженились… Татьяна Бек назвала меня сопечальницей И. Ф., одна литературная дама – благополучнейшей женщиной».

Да уж, сплошное это «благополучие» – оплачивать литературной подёнщиной (переводы, машинопись) достаточно вольную жизнь любимого, обеспечивать его чем только можешь, месяцами жить вдали от него...

Однако целых 60 лет они прожили вместе, душа в душу – без настоящей и искренней любви такое вряд ли возможно.

Нет у меня ответа ни на один вопрос.

Как происходят в небе жатва и сенокос?

Как происходит это в новые времена?

Как, не молясь, уходят вечным путём зерна?


Точку всё равно придётся поставить на каком-то отрезке пути. Сейчас как раз удобный момент.

Валерий Королюк, кандидат исторических наук


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS