Ещё не досмотрев сериал «Натали и Александр» до конца, потрясённый тем, во что Первый канал превращает жизнь национального гения, поплёлся смотреть фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Не ожидал ничего хорошего и... чуть не заплакал.
От радости. Мне показалось, что молодые создатели фильма (режиссёру Феликсу Умарову всего тридцать лет!) любят Пушкина – на самом деле любят! – и хотят, чтобы их ровесники и те, кто ещё моложе, тоже полюбили. И кинематографический язык фильма – молодой, звонкий, изобретательный, театральный, а ткань его – трепещущая, живая. Разумеется, есть и недостатки, но о них потом...
А что напомнил сериал «Натали...»? Передачу «Пусть говорят», выволакивающую на публику разнообразные гадости из жизни великого человека. И что толпа хочет о нём знать? «При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! – писал Александр Сергеевич по схожему поводу, как будто прозревая бесов нашего коммерческого ТВ. – Врёте, подлецы: он и мал, и мерзок – не так, как вы – иначе». А если никаких мерзостей не было? Их надо выдумать.
Что же в сериале так возмутило? Враньё и презрение к поэту. Впрочем, сначала о том, что привлекло: Натали играет Ксения Трейстер, очень милая юная актриса, которую мы уже дважды хвалили: за озорное участие в киносказке «Летучий корабль» и за драматический эпизод в сериале «Плевако». Александра Зарядина на экране я раньше не видел и с удовольствием отметил, что актёр в самом деле похож на Пушкина... А Юра Борисов не похож совсем, но в кудрявом парике и с бакенбардами, а главное, в той атмосфере, которую для Пушкина создал режиссёр «Пророка…», можно было согласиться: да, Борисов может представлять Пушкина. Он достоверно существует в образе человека, попадавшего в те же ситуации, в которых бывал поэт, и совершавшего пушкинские поступки. Исполнительница роли Натали Алёна Долголенко тоже мало похожа на свою героиню, но актриса играет так, а оператор Михаил Хасая так её снял (изумительны крупные планы!), что в какой-то момент я поверил, что она та самая Наталия Николаевна, и чуть в голос не разрыдался в кинотеатре, когда на её глазах умирал Пушкин.
Продюсеры же сериала (Константин Эрнст, Сергей Титинков, Александр Акопов, Наталья Шнейдерова) и его режиссёр (Владимир Щегольков) отнеслись к артистам потребительски, понуждая их оправдывать немыслимые, унизительно непушкинские обстоятельства, придуманные сценаристами (Елена Лисасина, Наталья Кудрявцева, Иван Лырчиков и Дмитрий Воронков). Так какие же «злодейства» и «низкие коварства» учинены над гением?
Жизнь его хорошо известна и полна драматическими коллизиями – почему, например, не воссоздан отчаянный вояж Пушкина (после отказа матери выдать за него Натали) в армию Паскевича, где поэт бесстрашно участвовал в реальных боевых действиях против турок? В «Натали...» вместо настоящих приключений нереальные: аристократ Пушкин напивается, пардон, как свинья, орёт ночью у окон возлюбленной, врывается невменяемый в её дом, после чего отец Натали с презрением его выгоняет: «Пошёл вон!» Господа продюсеры, «жадною толпою стоящие у трона», да, Пушкин – мятущийся, страстный человек, натворил много такого, чего потом стыдился, но он дворянин, «невольник чести», и таких позорных глупостей, как персонажи программы «Мужское и женское», не совершал. Как и пьяного дебоша возле дома министра иностранных дел Нессельроде. Зачем фальсифицировать историю жизни гения?
А как подаётся важнейшая первая встреча Пушкина и Николая (в сериале его играет очень подходящий к роли Александр Мизёв)? Та самая, после которой потрясённый государь сказал придворным: «Только что я говорил с умнейшим человеком России». В сериале никак, в фильме «Пророк...» – по жанру это мюзикл – совсем не обязательно было эту беседу воспроизводить, но во время теннисной партии всеми главными тезисами Пушкин и Николай, как ударами, обменялись-таки. И это было гротескно и остроумно! В сериальном же повествовании, где времени для высказывания принципиальных позиций гораздо больше, беседы не было вовсе! И непонятно, почему опальный поэт был не только прощён, но и допущен в ближний круг императора, а многие друзья от Пушкина отвернулись. В «Пророке…» всё это есть.
Пушкин в «Натали...» как-то слишком по-современному стремится заполучить работу, а налаживанием контактов с царской фамилией неожиданно хватко и деловито занимается Натали. Ещё до свадьбы именно она, как придумали сценаристы, умолила Бенкендорфа, чтобы Пушкину выдали справку о благонадёжности. Враньё! Пушкин сам обращался к государю (через Бенкендорфа), и отменные рекомендации Николай ему дал, после чего родители возлюбленной уже не могли поэту отказать.
Совсем несуразная и оскорбительная ложь: Пушкин оказывается в усадьбе некого помещика, и он неожиданно предлагает поэту пять тысяч рублей, если он пять минут посидит в клетке с медведем. Из удальства, по молодости, на спор – такое можно себе представить, но чтобы Пушкин, гордившийся своим аристократическим происхождением, с молодых лет знавший себе цену, исполнял прихоти какого-то самодура? Даже если ему очень нужны были деньги? Однако в сериале он соглашается!

Дальше – больше! Отвратительно и оскорбительно для жены поэта придуман её роман с царём – реальные свидания с объятиями и поцелуями, а бедный Пушкин за ними подсматривает, подслушивает и потом устраивает сцены беременной жене: «Ребёнок мой?» (Практически как в программе «ДНК».) В сериале – я не верил своим глазам! – сама императрица толкала Натали в постель к своему мужу! Представить это невозможно, тем более что у Николая была единственная фаворитка (фрейлина Варвара Нелидова), исполнявшая те обязанности, что его родившей семерых детей жене врачами были воспрещены. Зачем так упорно опускать Пушкина, его жену, да и семью императора?
Венчали парад фальсификаций заточение Пушкина в Петропавловской крепости и поход Натали во дворец с намерением отдаться деспоту. Страшно, что многие зрители могут в эти инсинуации поверить. Впрочем, зрительского ажиотажа сериал не вызвал – Пушкин в сериале скучный, неталантливый, постоянно досаждающий всем, в первую очередь своей супруге. А Натали – то Дюймовочка, которой достался спивающийся неудачник, то вдруг безжалостная бизнесвумен, разрушающая сделку по продаже Полотняного завода, затеянную её дедом (Сергей Гармаш), что фактически убило старика, а то уж не знаю кто, предлагающая императору сделку: я, так и быть, вам отдамся, но за это вы освободите мужа из-под ареста.
Сцены дуэли и смерти поэта в сериале, слава богу, нет. Видимо, потому что создатели «Натали...» его достаточно уничтожили, сериал кончается явлением лучезарного Дантеса. Как будто затеян проект был бароном Геккерном и его наперсниками, а также люто ненавидевшей поэта Идалией Полетика – в сериале это красавица (Варвара Комарова), измученная тем, что Пушкин хоть и прелюбодействует с ней, но не любит её так, как жену.
Оклеветан Бенкендорф (Игорь Верник), в сериале это злодей, подлый враг Пушкина, и в фильме, к сожалению, он тоже демоническая фигура (Сергей Гилёв). Однако время идеологических мифологий прошло. Александр Христофорович – боевой генерал, герой войны 1812 года, один из организаторов партизанского движения (в советское время все лавры на этом поприще были отданы Денису Давыдову), не интриган и не демон, а честный, просвещённый сановник (так же, как и демонизированный в фильме Воронцов). Пушкина самозабвенно ненавидели другие, о которых ни сериал, ни фильм почти ничего не рассказали.
А к Юре Борисову только одна претензия: он не умеет читать стихи. Нет, произносит строки «Пророка» он правдиво, но прозаически, в них не звучит потрясающая пушкинская музыка. Впрочем, слух на поэзию – редкое качество, а роль требовала абсолютного.
Вспомнился телефильм 1981 года «И с вами снова я», где звучали стихи Пушкина и письма современников. Их с необыкновенным тактом представляли Михаил Козаков, Александр Калягин, Александр Кайдановский, Юрий Богатырёв, Альберт Филозов и другие замечательные артисты ушедшей эпохи, а стихи Пушкина там прекрасно читал Александр Пономарёв, недавно ушедший выдающийся актёр и режиссёр.