Ушедший ХХ век отметился двумя мировыми войнами. И ареной действий обеих из них в значительной мере оказалась Россия. Первая из мировых войн поначалу получила наименование Второй Отечественной, однако название себя не оправдало, потому что она превратилась в войну Гражданскую. Вторая получила название Великой Отечественной, которое выдержало проверку временем.
Начало Первой мировой войны русское общество встретило воодушевлением и подъёмом патриотических чувств. Однако после неудач 1915 года благодаря умелой германско-австрийской и революционной пропаганде патриотизм стал убывать, а на место воодушевления пришла апатия.
Начало Второй мировой войны для исторической России было ознаменовано тяжкими поражениями и утратами. Поэтому даже мысли о шумных развлечениях и кутежах в массовом сознании не возникало. Люди стали строже к себе и другим. И эта всеобщая собранность стала основанием будущей победы.
Поначалу кое от кого звучали предложения объявить идущую сейчас войну Третьей Отечественной. Но вот массовой поддержки такого рода предложения не получили.
Что происходит прямо на наших глазах? Кто-то воюет, кто-то работает с напряжением всех сил ради победы, кто-то, как в Новороссии, Курской и Белгородской областях, терпит лишения. А кто-то развлекается – самозабвенно, с упоением.
Мне довелось жить в месте, которое, с небольшими оговорками, можно назвать курортным. С утра и до поздней ночи народ вокруг веселится в режиме нон-стоп. Едва ли не каждый вечер производятся фейерверки. Если бы по случаю военных побед! Нет, исключительно по поводу дней рождения и прочих чем-либо памятных дат выдающихся персон местного масштаба.
При этом каждый день кто-то погибает. Многие в молодом возрасте становятся калеками. Кто-то теряет близких – мужей, отцов, сыновей. Эти люди, видя вокруг нескончаемый карнавал, вынужденно чувствуют себя ущербными на чужом празднике жизни. В чём же их «ущербность»? В том, что они сами или их близкие поставили общее дело выше себя.
При этом веселящиеся как бы говорят им: у вас скорбь по поводу погибших, покалеченных? Это ваши проблемы. Уберитесь с наших глаз долой, схоронитесь в своих квартирах, заткните уши ватой и плачьте, молитесь сколько душе угодно – лишь бы мы вас не видели. Потому что вы одним своим видом испортите наш праздник жизни.
Соприкоснувшись по необходимости с теми, кто ставит себя и своё веселье выше общей беды, какая будет реакция? Не проклянут ли с полным на то моральным основанием это беснующееся веселье вместе с теми, кто его поддерживает, вдохновляет, финансирует?
Не думайте, будто речь о мелочах! Здесь могут зародиться корни мощного общественного антагонизма, способного воспламенить миллионы людей. Поверьте: ничто так не воспламеняет, как поруганная справедливость, как оплёванная веселящимися смерть лучших сынов Родины.
Увы, тон нередко задают центральные медиа. Каждый день видишь лоснящиеся довольством физиономии, обладатели которых, кроме как плохо спеть и так же плохо сплясать, ничего больше не умеют. Для них всегда зелёный свет, всегда открытая дорога! Неужели пошлость на фоне войны превращается у нас в национальную идею? Слишком много места в медиапространстве она занимает, создавая не лучший фон для ожесточённого вооружённого противостояния.
Вот и возникает опасение: а не войдёт ли нынешняя война в историю в качестве «Весёлой»? Или же всё-таки пора объявить войну самим бесконечным пляскам на костях?
Отец Сергий Карамышев, священник
(Рыбинский район Ярославской области)
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции