Пьеса «Светит, да не греет» Александра Островского, написанная в 1880 году в соавторстве с Николаем Соловьёвым, была поставлена в Малом театре в том же году в бенефис Михаила Садовского. Вечная тема любви и предательства, психологическая глубина и самобытность персонажей пьесы производили глубокое впечатление на зрителей конца ХIХ века, к тому же на сцене впервые зазвучала тема столкновения двух эпох. Недаром постановка «Светит, да не греет» вдохновила впоследствии Чехова на создание «Вишнёвого сада», где тема нарастающего социального конфликта получила дальнейшее развитие.
Спектакль Малого театра «Светит, да не греет» сезона 2023–2024 в постановке народного артиста России, лауреата премии правительства России, режиссёра Владимира Бейлиса выделяется захватывающим синтезом лирики, элементов трагедии, чувственных сцен, психологической драмы и тонкого юмора в сочетании с яркой и органичной манерой искреннего актёрского существования на сцене. Владимир Михайлович выбрал для постановки пьесу, созвучную нашему времени: «Замечательных пьес у Островского много, но эта, созданная по сюжету Соловьёва, наверное, особая. «Светит, да не греет» увлекает не только вечной темой человеческих страстей, интересно в ней и то, как отражена многогранность человека, сколько в нас всего намешано: и плохого, и хорошего, но есть важный акцент: какой выбор делает человек, какие качества в себе культивирует?.. К тому же пьеса написана простым, понятным языком, что делает её близкой современному зрителю».
Светская красавица Анна Ренёва – девица тридцати лет, оставшись без наследства и без женихов после внезапной смерти покровительницы-тётки, приезжает из Парижа в своё родовое поместье с целью его продать. Повинуясь своему желанию найти поклонника для приятного времяпрепровождения, добивается внимания импозантного соседа – молодого и деятельного помещика Бориса Рабачёва, который поддаётся чарам красавицы не сразу, ведь он искренне любит свою невесту – Олю и считает себя честным человеком. Далее происходит цепь событий, которые превращают историю любовного приключения Анны Ренёвой в большую трагедию: разжигая из любопытства горячее чувство, она в то же время боится силы возникающей страсти Бориса и отвергает его предложение. В то же время обманутая Оля, убедившись в предательстве своего жениха, с горя бросается в реку и тонет. Узнав о гибели Оли, Борис обвиняет в этом Анну, но Анна резко упрекает Бориса, ведь это был его осознанный выбор: забыть на время невесту! Осознав свою вину, Борис произносит страстный монолог покаяния, а затем вслед за Олей бросается с обрыва. Прекрасная пара влюблённых погибает в водовороте чувств и страстей, которые возникли с появлением циничной красавицы.
Актёрский состав спектакля состоит из признанных мастеров сцены, известных актёров и недавних выпускников ВТУ имени Щепкина: это народные артисты России Владимир Дубровский, Виктор Низовой, Александр Вершинин, заслуженные артисты России Пётр Складчиков, Ольга Чуваева, Сергей Вещев, популярный актёр театра и кино Александр Волков, артисты Анастасия Дубровская, Галина Микшун, Аксиния Пустыльникова, Александр Никифоров, Екатерина Порубель, Владимир Алексеев, Варвара Шаталова, Полина Лоран, Дмитрий Кривошеев, Анна Шишкина. Актёры создают самобытные образы, ярко проживая чувства своих персонажей, каждый из которых обогащён точными психологическими чертами.
Открытием для меня стала Полина Лоран в роли Анны Ренёвой. Она в Малом с 2022 года, окончив ВТУ им. Щепкина (мастерская Бориса Клюева), и эта роль – первая главная. Великолепные внешние данные сочетаются с дарованием и мастерством. Полина Лоран выделяет боль личной неудовлетворённости персонажа: Анна Ренёва, будучи сама неспособной на глубокие чувства, ищет искренности, поддержки в отношениях с окружающими, но низкая зависть к чужому счастью ведёт самовлюблённую натуру к жуткому финалу своего развлечения. Мягкий голос, свобода в движениях, некоторая рисовка дамы, привыкшей к тому, чтобы на неё смотрели и слушали, – такова на протяжении всего действия женщина-загадка в исполнении актрисы. Но в трагические минуты финальной сцены всё очарование персонажа рушится, и зрители видят жалкую женщину, перед которой раскрывается вся глубина её нравственного падения. Трогательный образ Оли Васильковой создала Анна Шишкина – недавняя выпускница ВТУ имени Щепкина. Её героиня обаятельна и простодушна, наивно красноречива и даже забавна, борется с ревностью, но не может пережить предательство жениха. Трепетная сцена прощания Оли с Борисом, полная множественных смыслов, – одна из самых впечатляющих! В роли Бориса Рабачёва хорош и убедителен актёр Дмитрий Кривошеев. Его Борис – высокий, статный, внешне сильный человек с дряблой совестью, но с чуткой душой.
Появление на сцене народного артиста России Владимира Дубровского вносит в палитру спектакля иронично-комедийные краски, ещё больше оттеняющие трагедию человеческих отношений. Его немолодой персонаж с выразительной фамилией Худобаев, очарованный Анной Ренёвой, почему-то надеется на ответные чувства. И неподражаемое исполнение Дубровского заставляет сочувствовать его карикатурному герою. Более 50 лет замечательный артист служит на сцене Малого театра. За эти годы Владимир Алексеевич Дубровский исполнил 90 ролей классического и современного репертуара. Блестящий комедийный талант делает его сценические образы колоритными, полными тонких эмоций, что всегда находит отклик в зрительских сердцах. Как «смех сквозь слёзы» воспринимается зрителями нового спектакля и супружеская пара Залешиных в ярком исполнении Анастасии Дубровской и Александра Волкова. Народный артист России Виктор Низовой, обладающий заразительной энергией, в образе Дениса Дерюгина обаятелен и точен, его герой очень напоминает нынешних дельцов. Каждое слово звучного голоса актёра с выразительными интонациями долетает до последних рядов зрительного зала, что является традиционной чертой актёрской школы Малого театра: безупречная дикция на сцене, сильные голоса легко вовлекают нас в действие. Эпизодические персонажи спектакля тоже запоминаются как созвучные нашему времени. Изящная Аксинья Пустыльникова в роли горничной Даши сумела оттенить своеобразное сочетание беспечности и расчёта своей героини, рядом с ней прообразом чеховского Фирса видится горестная пара дворовых старичков в исполнении Петра Складчикова (Ильич) и Ольги Чуваевой (Степанида).
На сценических подмостках Малого театра ещё раз открылся художественный мир русской драматургии – социально содержательной, наполненной глубоким смыслом и живыми персонажами. Новая постановка проникнута психологизмом, бережным отношением к классике в сочетании с выразительными современными приёмами режиссуры, тонким чувством эстетики и меры, особенно в ярких любовных сценах. Драматизм сюжета подчёркивает лаконичная и в то же время поэтичная сценография художника спектакля Марии Утробиной (она же и автор костюмов, выполненных с пониманием характера каждого персонажа и с точным знанием исторической эпохи).
С новой постановкой пьесы «Светит, да не греет» традиция русского психологического театра получает интересное развитие, лишённое шаблонов и обогащённое талантом ярких индивидуальностей.
Ирина Кумова