Во время просмотра трансляции меня не покидало ощущение, что смотрю я «доковидный «Оскар». Тут и отсутствие различных специфических издержек, связанных с пандемией, и вернувшийся впервые с 2018 года на пост ведущего Джимми Киммел, и непривычный для последних лет размах.
А по содержанию мероприятие казалось своеобразным ремейком церемонии первого «ковидного «Оскара», 2020 года. И тогда, и в этот раз главная интрига вечера сводилась к вопросу: созданный азиатами зрительский хит или кино про ужасы Первой мировой войны? В 2020 году то были «Паразиты» и «1917», в 2023-м – «Всё везде и сразу» и «На западном фронте без перемен». Есть в этом забавном сравнении ещё одно ироничное совпадение: и тогда, и сейчас полностью прокатили «отцов Голливуда». В 2020 году картина Скорсезе «Ирландец» проиграла во всех десяти возможных номинациях, в 2023 году автобиографический опус Спилберга «Фабельманы» также остался без наград. Впрочем, в этом году без наград остались не только они, но и «Тар» Тодда Филда, и «Банши Инишерина» Мартина Макдонаха, и «Элвис» Базза Лурмана также к концу церемонии подошли с нулевым результатом, имея притом немалое количество категорий, в коих были представлены.
Три из четырёх актёрских номинаций забрали исполнители ролей из «Всё везде и сразу» – Мишель Йео, Ке Хюи Куан и Джейми Ли Кёртис. Что касается последней, то мне кажется, что присуждение ей статуэтки – это, скорее, дань уважения актрисе (к слову, до этого даже не имевшей номинаций), нежели оценка её игры в данном конкретном фильме. Почти все обозреватели сходятся во мнении, что её конкуренты за статуэтку – Керри Кондон из «Банши Инишерина» и Стефани Сюй из того же фильма – были куда сильнее. А вот награду за лучшую мужскую роль первого плана взял Брендан Фрейзер, а не Колин Фаррелл, как многие предсказывали. Перформанс в фильме «Кит» очень нетипичен для его фильмографии, да и любит киноакадемия, когда актёры идут на кардинальные изменения во внешности ради роли. Хотя его внешний вид в ленте больше заслуга специалистов по гриму, за что они тоже получили статуэтку в соответствующей номинации.
Безусловно, тремя самыми неожиданными сюрпризами стали следующие номинации: «Лучшая режиссура», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший адаптированный сценарий». Режиссёрский «Оскар» все пророчили Спилбергу, ведь его «Фабельманы» – глубоко личное кино, пропитанное любовью к индустрии и к самому ремеслу. Но приз забрал дуэт, подаривший нам «Всё везде и сразу». Награждение Мартина Макдонаха могло исправить жуткую несправедливость 2018 года, когда одного из величайших ныне живущих драматургов не отметили в сценаристской номинации за «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», но и в этот раз чуда не случилось: «Оскар» за лучший оригинальный сценарий также ушёл к триумфаторам вечера. Ну и, конечно, непредсказуемой была победа Сары Полли («Женщины говорят») вместо Эдварда Бергера («На западном фронте без перемен») в номинации «Лучший адаптированный сценарий».
Были и совсем очевидные победы, такие как присуждение награды за лучшие визуальные эффекты продолжению «Аватара», награды за лучший звук – «Топ Гану», награды за лучший монтаж – «Всё везде и сразу», награды за лучшую операторскую работу и лучший фильм на иностранном языке – «На западном фронте без перемен». «Оскар» за лучший композиторский саундтрек достался адаптации романа Ремарка, а за лучшую песню – зажигательному индийскому хиту «Naatu Naatu». Вообще тенденция к интернационализации премии мне нравится. Вот, скажем, среди представителей актёрских номинаций уроженцев США меньше половины. К большому сожалению, замечательный короткометражный документальный фильм про моржей, снятый якутскими режиссёрами Евгенией и Максимом Арбугаевыми, уступил в номинации индийскому фильму про слонов. Не обошлось и без ложки дёгтя, то бишь политики – присуждение премии документальной картине «Navalny» – в этой же номинации были, на мой взгляд, и более сильные работы, в частности «Вулкан любви» и «Вся красота и кровопролитие».
Подводя итог, «Оскар-2023» получился запоминающимся, местами неожиданным, местами до жути предсказуемым, но уж точно не скучным. Может быть, на месте «Всё везде и сразу» в некоторых номинациях мне бы хотелось видеть другие фильмы, но кино это и вправду оставит после просмотра ни на что не похожее впечатление, подарит те эмоции, которые вряд ли могут подарить другие.