Во многих религиях мира существует важный ритуал. Он называется по-разному, например, в христианской православной традиции это таинство прощения: и прощать нужно не только других людей, не только просить прощения у обиженных вами, но важно – и, наверно, это самое главное – простить себя.
Об этом Светлана Ангарская написала роман «Просветлённые».
Книга написана на стыке жанров, в лёгкой манере, однако имеет сверхзадачу, скрытые философские смыслы.
Экспозиционная часть насыщена яркими сочными деталями, и поэтому мы с первых страниц погружаемся в атмосферу книги, начинаем понимать мотивацию героев произведения, их цели, задачи, их психологию. Особенно точно и трогательно выглядит описание детства главной героини романа журналистки Леры: «У неё с детства сложился свой мир, где бабушка читала ей сказки Пушкина. Впечатлительной девочке нравились чудеса, где на неизведанных дорожках были следы невиданных зверей… Живое воображение рисовало заманчивые сказочные картины невиданных стран, дальних путешествий… Но самая любимая её сказка была про маленького грустного принца с далёкой чужой планеты. Экзюпери на всю жизнь подарил ей друга, с которым она мечтала в одиночестве, любила небо и звёзды, рассматривая их долгими летними ночами из открытого окна…» И сразу становится понятно, откуда у героини умение чувствовать метафизическое как в окружающем мире, так и в людях.
Второй главный персонаж, кинорежиссёр Димов, свои духовные поиски ведёт не в реальности, а в искусстве. Творчество – это сублимация жизни. Димов с головой погружается в профессию, он увлечён разными идеями и не видит, что рядом с ним живые люди, его близкие – жена Христина и маленький сын. Ему неуютно в мире живых, но он прекрасно себя чувствует в виртуальной реальности… Режиссёр – в поиске правды. Он слышит слабый зов извне. Он чувствует, что человечество делает что-то не так, и поэтому у него есть миссия.
Новая кинолента Димова – о враче и предсказателе Нострадамусе. Персонаж широко известен как реальная историческая личность, но правда жизни и правда искусства – вещи разные и порой несовместимые. Мы не знаем, насколько Нострадамус Димова близок к своему прототипу. Предсказатель скорее похож на режиссёра: он так же в поиске правды и так же хочет спасти мир от уничтожения.
Есть ли выход? Вот что мучает режиссёра. Он ещё не понимает, что и сам запутался в себе и своих поступках, и беда близко. Вообще поведение главного персонажа неоднозначно. С одной стороны, он уходит от реальности, которую должен исследовать, с другой – служит более тонкой материи, воспринимает вещи высокого порядка через творческое озарение. Димов – воин от искусства, который должен помешать свершиться злу, указывая на него в своих произведениях, подчёркивая разрушительную силу и возможный конец всего живого.
Однако, как сказал Фридрих Ницше: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».
Беда приходит из мира реального. Деньги на фильм были взяты под процент у банка, который крышуют братки, они требуют отдать долг. Глобальный поворот в романе происходит в тот момент, когда в мире Димова рушится всё: его ищут бандиты, уничтожена незаконченная работа о Нострадамусе, ему приходится скрываться за границей.
После краха всех надежд режиссёр скитается по разным странам, попадает в кораблекрушение, теряет память... На пять лет его домом становится буддийский монастырь в Индии, где он пытается собрать свою личность воедино. Именно там он понимает, как важно нести добро и как важно прощать.
Ему удаётся простить в том числе и себя, а награда за прощение – любовь.
«Просветлённые» – роман об экзистенциальном кризисе личности, который герои смогли преодолеть в полной мере, поэтому можно назвать книгу жизнеутверждающей, а автора – филантропом духа.
Александр Гриценко